Флортайм: как через игру развивать ребенка с РАС

Стратегия занятий с детьми с РАС под названием «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное в игре на полу») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году.

Флортайм: как через игру развивать ребенка с РАС

Развитие личности ребенка – на первом месте

  • Суть Флортайм: это подход, который во главу угла ставит самого ребенка и его особенности.
  • Цель Флортайм — не только достижение поверхностных успехов в виде гашения определенных симптомов и развития у ребенка навыков общественно приемлемого поведения, но прежде всего развитие личности ребенка.
  • Основная гипотеза Флортайм – это то, что путем успешной работы с эмоциями ребенка можно создать базу для развития его интеллекта, навыков коммуникации и эмпатии по отношению к другим людям.
  • Интересы ребенка — во главу угла. Флортайм делает упор на игры, которые интересуют ребенка. Родители, учителя и психологи подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.
  • Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.
  • Роль родителей. В отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов, Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии.
  • Индивидуальный подход во всем. Поскольку во главу угла ставятся интересы ребенка, программы занятий существенно разнятся от пациента к пациенту.

Виды игр в рамках Флортайм

Флортайм: как через игру развивать ребенка с РАС

Флортайм использует следующие виды игр:

  1. Спонтанная игра
  2. Частично структурированная игра
  3. Занятия по развитию сенсорной сферы
  4. Занятия по развитию моторики

Вот конкретные примеры игр по программе Флортайм:

  • ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провести машинку по этой трассе. Ждите ребёнка в конце туннеля: «Я здесь! Приезжай ко мне в гости! Я жду тебя» и хвалите малыша за все предпринятые попытки. Позвольте ему протаранить вас – бу-бух! Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая малыша в догонялки;
  • ЧИТАЕМ КНИГУ: садимся рядом с ребенком и просим его выбрать книгу, которую он хочет читать. Выбирайте специальные детские книжки с объемными фигурками и движущимися героями, чтобы как можно сильнее удивить малыша и поощрить его к рассматриванию следующих страниц. Накрывайте уже знакомых персонажей руками – Это моя собака! И предлагайте ребенку точно так же накрыть его фаворита в книжке;
  • ИГРА В МЯЧ: пусть ребенок выберет мячик из множества размеров и цветов. Помогайте малышу катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу. Добавьте мячу новых ролей, например, шишка, которая упала «прямо мишке в лоб!». Собирайте мячики в корзинку, разбросав по дому, как каштаны в осеннем парке. Толкайте мячики одновременно – с разной скоростью, изучая, какой быстрее ударится о стену;
  • СТРОИТЕЛЬ: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков Лего. «Мы стремимся высоко! Кто выше? А я выше! А теперь ты!». Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет малышу усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Добавьте к высокому строению любимую игрушку: «А где твой любимый солдатик? Давай он залезет на башню и спрыгнет вниз! А вот мисочка, эй, солдат, прыгай в неё!»;
  • ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных в сопровождении звуков («А теперь как уточки, на корточках, кря-кря!»);
  • РЕЛЬЕФНАЯ ХОДЬБА: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники), вощеной бумаги. Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.
  • ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по очереди.
  • СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши по ведеркам разных цветов. Сделайте кубики «одушевленными», например, добавьте звук и прятки (Кубик в мешочек — прыг! Где кубик? – а вот он, ку-ку!). Или наклейте на кубики изображения животных и поиграйте в зоопарк, когда животных распределяют по клеткам. Озвучивайте толпу фауны, показывайте, кто бежит, а кто грациозно вышагивает, обгоняйте, фыркайте, цокайте копытом.
Читайте также  Селен, ГАМК, тианин

Флортайм: как через игру развивать ребенка с РАС

Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание. В самом начале вы можете использовать любимые игрушки малыша или простые логические игры (сортер, пирамида, конструктор), тем более, если ребенок любит такую активность.

Однако важно не останавливаться на логическом этапе игры. Подключайте совместное выполнение действий и эмоциональное наполнение ради главной цели – контакта и взаимодействия с вами, игровым партнером.

Например, несколько примеров для любителей конструктора:

  • Стройте дома из конструктора – для героев сценки. Здесь на выручку фантазии приходят хрестоматийные сказки «Теремок» и «Три поросенка».
  • Воздвигайте высокий забор между двумя персонажами в игре «Я обиделась!».
  • Создавайте убежище для фигурок, которые прячутся друг от друга.
  • Сделайте несколько вольеров для зверей — с классическими целями «друзья собираются вместе», «поход в гости», «накормить зверушку».

Основная идея Флортайм: игрой руководит ребенок, а вы присоединяетесь к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки.

В рамках Флортайм можно постепенно подталкивать ребенка к более сложным играм, требующим взаимодействия со взрослым:

  • Взрослый говорит: «Похлопай, потопай, улыбнись, подними руки», а ребенок выполняет его команды;
  • Взрослый хлопает, топает, улыбается, ложится или встает, а ребенок должен назвать соответствующий глагол;
  • Занятия на развитие моторики рта: ребенок по команде вытягивает язык, выдувает мыльные пузыри, поджимает губы;
  • Элементы ролевых игр (чаепитие с куклами, строительство города, причесывание мягких игрушек);
  • Демонстрация ребенку изображений с различными выражениями лиц и просьбы описать, какие эмоции переживают герои. Когда эта часть игры освоена, предлагаем ребенку самому скопировать представленные чувства.

Развитие крупной и мелкой моторики:

  • Ползаем как жучки;
  • Ложимся на спину, опираемся на руки и ноги и ходим по-крабьи;
  • Ползаем, извиваясь, как червяк или змея;
  • Распределяем по полу большое количество предметов. Взрослый называет нужный или описывает его (более сложный вариант). Ребенок должен отыскать, что описано, и поднять предмет с пола. Если использовать много материала, придется попотеть!
  • Шнуруем шнуровки, застегиваем молнии, продеваем пуговицы в петли и защелкиваем заклепки;
  • Надеваем бусины на прут (проще) или веревку (сложнее);
  • Строим из Лего и других конструкторов
Читайте также  Труженики метилирования: витамин B12 (метилкобаламин, метил B12)

Секреты успеха

Флортайм: как через игру развивать ребенка с РАС

Начинайте игру с любимых предметов, даже если это неодушевленные сортеры или кубики.

Артистичность с подстройкой под малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно!

Хвалите маленького партнера по игре: как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.

Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу, нарисуйте цветок помадой на щеке).

Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми.

Накрасьте яркую помаду на губы и следите за чёткой артикуляцией, когда обращаетесь к ребенку.

Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.

Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.

Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков.

Флортайм – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.

Результаты Флортайм

Два основных фактора эффективности методики:

  1. Исходные возможности ребенка
  2. Степень вовлеченности родителя

Чего вы можете добиться, применив эту методику?

  • Эмоциональный контакт с малышом
  • Взаимодействия в диалоге
  • Удовольствие от общения
  • Улучшение саморегуляции
  • Гармонизация сенсорной сферы
  • Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)
  • Понимание и управление личными эмоциями
  • Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
  • Умение идти на компромисс
  • Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)
  • Развитие самосознания и самооценки
  • Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей
  • Построение Я-концепции.

Здесь вы можете прочитать замечательную книгу «На ты с аутизмом. Использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения и мышления», авторы которой Стенли Гринспеном и Серена Уидер.

Перевод с дополнениями

Источник:

  • http://autism.lovetoknow.com/Floortime_Activities
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Floortime

Живу на берегу Чёрного моря, в солнечной Одессе, знаменитой благодаря искромётному юмору и многонациональному колориту. Широкий кругозор, хорошее образование, знание английского языка и быстрая обучаемость помогают относиться к трудным задачам жизни с интересом и оптимизмом. Сложности в развитии детей воспринимаю как идеальный мотиватор для родителей, чтобы стать лучше, знать больше, освободиться от лишней суеты и ещё эффективнее заниматься главным. А главное – это те, кого мы любим.

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Все права защищены и принадлежат АККП © 2022

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта CorHelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.