Идеи для речевой терапии у детей с РАС

Не суть важно, кто будет внедрять предлагаемые в нашей статье идеи – логопед-дефектолог или осознанный родитель, ниже вы найдёте полезные подсказки для занятий по речевой терапии у детей с РАС.

Идеи для речевой терапии у детей с РАС

Факторы, влияющие на подключение той или иной идеи:

  • Возраст ребёнка
  • Общий уровень интеллектуального развития
  • Максимальная длительность возможного занятия
  • Имеющиеся личные интересы.

Выбирайте нужное из представленного перечня, в котором активности сгруппированы по возрастанию возраста ученика. Вместе с тем помните, что можно перекидывать рецепты, особенно — от младших к старшим.

Игровой элемент, подсказка и отдых с облегчёнными заданиями для формирования уверенности – это то, что всегда должно присутствовать в речевой терапии!

ОТ 1 ГОДА ДО ПЯТИ

Опираемся на самые простые и действенные инструменты:

  1. Звукоподражание животным, птицам, насекомым и экспрессивным слогам для обозначения действий со стороны транспорта и людей (би-би, ту-ту, иу-иу, кач-кач, ай-да, гуль-гуль, пока-пока, топ-топ, бух, ба-бах, ау и т.п.). Пригодятся любые объёмные фигурки, кукольный театр на руку или пальцы.
  2. Ограничение добавки и продолжения – для стимуляции просьб: 1 конфета, разделённая на 3 кусочка – это 3 возможности попросить добавки! Раскачивание качели и остановка — в ожидании просьбы о продолжении. С аналогичным прерывистым сценарием можно делать многое: кружить малыша на руках, играть в прятки под одеялом, разыгрывать сценки с куклами, читать стихи… И что угодно ещё, что ваш наследник любит делать долго!
  3. Удалить часть любимых игрушек из свободного доступа, но оставить в поле зрения – чтобы ребёнок вынужден был попросить их.
  4. Учить просить еду и повторять название этапов при сервировке посуды к приёму пищи: пусть знает, что такое холодильник, где что лежит, чтобы накопить опыт и словарный запас и подсказывать, что дальше.
  5. Единообразно и неуклонно озвучивайте рутины, которые так любят многие дети с РАС: сели на горку, начинаем отсчёт «Раз, два… Три!» — съехали. Внедрив отсчёт, замирайте перед последним словом, чтобы ребёнок продолжил.
  6. Постоянное звучание имени ребёнка: научите его откликаться путём самого актуального вознаграждения. Обычно любимое лакомство — простейшее и эффективное поощрение для большинства детей (см. АВА-терапия).

ЗА ДВА ГОДА ДО ШКОЛЫ

Идеи для речевой терапии у детей с РАС

С 5 до 7 лет — непростой период для ребёнка с РАС, так как происходит возрастное изменение в структуре игр со сверстниками. Дети окончательно переходят из параллельной игры в совместные (!)

Внедряйте следующие идеи:

  1. Участвуйте в играх ребёнка с акцентом на обучении играть по очереди. Например, пускание машинки по треку. Возьмите машинку и играйте сами на глазах у ребёнка, а после предложите ему сделать так же: «А теперь твоя очередь!». В итоге малыш должен переходить к возгласам «Моя очередь» — «Твоя очередь», когда освоит подобные игры.
  2. Всячески вдохновляйте ребёнка осваивать принцип очерёдности! Понимание его крайне необходимо для лёгкой адаптации в школе. Ищите способы внедрения очерёдности повсюду, особенно в деятельность с мощным визуальным компонентом. Известно, что визуальный вектор сенсорики обычно развит у детей с РАС больше всего, поэтому игра на очерёдность прекрасно впишутся в Мемори, собирание пазлов, поиск персонажа в книге, постройку башни из кубиков и т.п.
  3. Развивайте ролевые игры – с разнообразными беседами и вопросами:
  • К персонажам (Кто?),
  • К обстоятельствам (Где? Когда? Как? Что?),
  • К действиям (Что делает? Зачем делает?).
Читайте также  Приучение к горшку детей с аутизмом: взгляд ДАН-врача

Черпайте сценарии из реального мира — от будничных ритуалов ребенка до профессиональных мизансцен:

  • Закупки в супермаркете
  • Отправка посылки на почте
  • Покупки в аптеке
  • Посещение цирка
  • Посещение театра
  • Прогулка на детской площадке
  • Поход в гости и приём гостей у себя. Чаепитие.
  • Ложимся спать.
  • Утренний подъём и гигиена.
  • Работа на стройплощадке.
  • День в заповеднике или на ферме.

(!) Прекрасным подспорьем в таких играх станут конструкторы Лего, фигурки людей и животных и фигурки на магнитах с маркерной доской.

4. Тренируйте разделённое (совместное) внимание — одновременно с речью (!) Играйте в «Я шпион!». Для этого в какой-то момент прогулки договоритесь с наследником, что он наблюдает за вашим взглядом, чтобы быть готовым отвечать на вопрос «Куда я смотрю?».

МЛАДШИЕ КЛАССЫ ШКОЛЫ

В начальной школе среда начинает сильнее давить на детей с РАС. Им нужно вступать в сложные социальные отношения (без использования речи). Сверстники лучше замечают, насколько ребенок с РАС отличается от них.

Чтобы помочь своему ребёнку-младшему школьнику, попробуйте использовать следующие подходы:

  1. Работайте над категоризацией чувств и эмоций. Используйте рисунки и комиксы,  чтобы дети учились понимать, что чувствует персонаж на рисунке, и говорили, что они могут сделать, чтобы помочь ему или разделить с ним радость. Если у ребенка есть любимая книга или герой, используйте это для занятий.
  2. Учите детей задавать вопросы. Это можно сделать так: спрячьте в мешок игрушку и попросите ребенка узнать у вас, что в мешке. Расширяйте это упражнение, чтобы ребенок мог задавать вопросы и общаться со своими сверстниками.
  3. Пусть ваш ребенок с РАС обучается в паре с другим, нейротипичным малышом (например, братом или сестрой или другим родственником). Занятия с ними можно проводить по заранее утвержденному плану. Поощряйте детей за их успехи угощениями и любимыми играми.
  4. Обучайте ребенка пониманию языка тела – например, что значат руки, скрещенные на груди, выражение лица или ситуация, когда от тебя нарочито отворачиваются. Моделируйте ситуации, в которых может отказаться ребенок, и придумывайте наилучший для него способ поведения в них.
  5. У многих детей с РАС есть очень выраженные интересы в каких-то сферах. Используйте это, чтобы продлевать периоды взаимодействия ребенка с вами и другими детьми как можно дольше.
  6. Продолжайте отрабатывайте с ним:
  • Вопросы и ответы
  • Умение выполнять деятельность по очереди
  • Невербальную коммуникацию
  • Другие упражнения, связанные с общением и социальным взаимодействием.Идеи для речевой терапии у детей с РАС
Читайте также  Диагноз РАС у детей старшего возраста: что и как делать

СРЕДНИЕ И СТАРШИЕ КЛАССЫ ШКОЛЫ

В средней и старшей школе социальное давление становится еще более выраженным. Вам нужно обратить особое внимание на невербальное взаимодействие со сверстниками и обучение жизненно важным навыкам, которые будут необходимы ребенку после школы. Вот несколько советов:

  1. Гуляйте с ребенком по городу и окрестностям вашего дома. Наблюдайте за тем, как общаются между собой люди. Пытайтесь вовлечь ребенка в это общение или просите его скопировать ваше поведение в типичных ситуациях. Например, пусть ребенок посмотрит, как делают заказ в кафе. Обсудите с ним увиденное, и пусть он сам сделает заказ.
  2. Отрабатывайте навыки поведения при общении с непредсказуемыми людьми в непредсказуемых ситуациях. Обращайте особое внимание ребенка на необходимость слушать собеседника, задавать ему вопросы, уметь распознавать его чувства – всё это пригодится в неожиданных ситуациях.
  3. Детям с РАС может быть сложно на свиданиях с противоположным полом. Помогайте ему, описывая, как он должен себя вести и отрабатывая навыки на готовых сценариях. Учите ребенка задавать вопросы и уважать личное пространство других людей.
  4. Учите ребенка, как вести себя на собеседовании по поводу работы. Используйте готовые сценарии. Многие дети подрабатывают на летних каникулах, этот навык будет нелишним.
  5. Детям с РАС сложно решать конфликты. Используйте видеозаписи, картинки, сценарии, чтобы помочь детям уходить от открытой конфронтации и переходить к продуктивному взаимодействию.

Перевод с дополнениями

Источник:
http://autism.lovetoknow.com/Speech_Therapy_Ideas_for_Autistic_Children

Живу на берегу Чёрного моря, в солнечной Одессе, знаменитой благодаря искромётному юмору и многонациональному колориту. Широкий кругозор, хорошее образование, знание английского языка и быстрая обучаемость помогают относиться к трудным задачам жизни с интересом и оптимизмом. Сложности в развитии детей воспринимаю как идеальный мотиватор для родителей, чтобы стать лучше, знать больше, освободиться от лишней суеты и ещё эффективнее заниматься главным. А главное – это те, кого мы любим.

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Напишите нам

Напишите нам, и мы постараемся ответить в течение 24 часов.

Sending

Все права защищены и принадлежат АККП ©2017

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта corhelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.

Сделано в iMindStudio.com

Авторизация

Забыли пароль?

Forgot your details?