«Мягкий аутизм» и высокая функциональность: что это значит

После того, как вы узнали о диагнозе «расстройство аутистического спектра» у себя или у своего ребёнка, вполне логично заинтересоваться, насколько тяжёлой является степень патологии в вашем случае.

«Мягкий аутизм» и высокая функциональность: что это значит

Аутизм не зря называют «спектром черт», потому что выраженность признаков значительно колеблется в каждом конкретном случае – от мягкой (лёгкой) до тяжёлой. Давайте разберёмся, в чём отличие лёгкого аутистического расстройства от более суровых собратьев.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ «МЯГКИЙ АУТИЗМ»

Для диагностики аутизма необходимо наличие аномальных признаков в трёх основных сферах высшей нервной деятельности. Эти сферы — социальное взаимодействие, общение и поведение.

На практике это означает, что есть ТРИ ГРУППЫ АНОМАЛИЙ, проявления которых ДОЛЖНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО И ОДНОВРЕМЕННО ПРИСУТСТВОВАТЬ у человека, чтобы подозрение о РАС было оправданным:

  1. Затруднения в социальном взаимодействии и коммуникациях
  2. Ограниченные интересы
  3. Часто повторяющиеся действия

При этом следует понимать, что ключевые дефициты у людей с РАС – это НАВЫКИ РАЗДЕЛЁННОГО ВНИМАНИЯ и способность к взаимности при взаимодействии.

Сложность диагностики РАС обусловлена тем, что аномалии по перечисленным сферам демонстрируют себя по-разному и проявляются в разной степени. Такой широкий разброс определяет три степени тяжести расстройств аутистического спектра – лёгкую («мягкий аутизм»), среднюю (умеренную) или тяжёлую.

Определения «мягкий аутизм», лёгкий аутизм и высокофункцциональный аутизм – это синонимы, которые возникли в процессе поиска наиболее точного описания возможностей человека с РАС, в первую очередь с целью встраивания в полноценную социальную жизнь.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АУТИЗМ

Типичные описания человека с аутизмом звучат одинаково в любой стране: «Он живёт в своём мире», «Он как будто не от мира сего», «Он замкнутый, необщительный и странный», «Ему никто не был нужен с самого детства».

Однако у людей с высокофункциональным аутизмом проявления отгороженности от мира чаще всего смазаны и не так очевидны для стороннего взгляда:

  • В то время как человек с тяжёлым аутизмом не устанавливает глазной контакт с окружающими в принципе, у людей с «мягким аутизмом» глазной контакт может быть неустойчивый, поверхностный или недолгий: один-два раза взглянул и снова не смотрит.
  • В случае с классическим аутизмом создаётся впечатление, что человек вообще не обращает внимания на окружающую обстановку. А люди с лёгкими вариантами РАС скорее ищут контакта с людьми, даже если не умеют общаться социально приемлемым образом или не могут поддержать общение на уровне развития партнёра.
  • Жестикуляция – один из сложных нюансов при РАС любой степени. В тяжёлых случаях, она может полностью отсутствовать. В то время, как люди с высокофункциональным аутизмом могут использовать жесты, но неловко или непоследовательно. Они часто требуют отдельного обучения, когда, как именно и в какой последовательности показывать что-то руками или кивать.
  • При тяжёлом аутизме люди не делают никаких попыток поделиться своими впечатлениями и идеями с теми, кто их окружает. Или такие попытки минимальны, неоднородны и невозможны к адекватной расшифровке. В то время, как люди с РАС лёгкой степени могут не проявлять инициативы в этом направлении, однако охотно отзываются на дополнительные вопросы о своих мыслях и переживаниях, осознав заинтересованность со стороны партнёров по общению.
Читайте также  Аутизм: разные степени тяжести

КОММУНИКАЦИЯ И ЛЁГКИЙ АУТИЗМ

«Мягкий аутизм» и высокая функциональность: что это значит

Сложности с коммуникацией чаще всего являются главной проблемой человека с РАС и напрямую зависят от степени выраженности аутистических черт.

Можно говорить о том, что коммуникативные трудности драматически увеличиваются по мере утяжеления признаков расстройства, и поэтому появились такие термины как «высокофункциональный» и «низкофункциональный». В основу такой терминологии заложена одна из основных функций здорового человека в мире – способность к адекватной, полной быстроадаптивной коммуникация с окружающими людьми.

  • Тяжёлый случай аутизма обычно не предполагает способности к спонтанной речи, хотя человек может освоить навык общения с помощью карточек или жестикуляции. Высокая функциональность сопровождается наличием усреднённо нормальной или даже отлично  развитой речевой функции. Однако его речь в целом может осложняться специфическими сложностями в условиях многофакторной сенсорной нагрузки. Например, человек прекрасно объясняется и даже читает лекции, но только в условиях отсутствия глазного контакта. Или замечательно пишет, быстро отвечает при переписке в чате, но испытывает существенные сложности при разговоре по телефону.
  • Ребёнок с классическим аутизмом часто так и не перерастает этап эхолалии (повторение чужих слов и фраз). Высокофункционаальный аутизм у ребёнка даёт значительные надежды на развитие спонтанной собственной речи с формированием оригинальных предложений.
  • При классическом аутизме некоторые сформированные навыки речи не дают широких возможностей поддерживать диалог. При лёгкой степени аутизма сложности возникают с началом и поддержанием беседы. Однако человек может научиться задавать вопросы, говорить по очереди с собеседником и начинать речевое взаимодействие. Зачастую при правильной коррекционной работе в этом направлении уровень речевых коммуникационных навыков достигает той высоты, при которой испытываемые сложности и их преодоление перестают быть заметными для окружающих.

ПОВЕДЕНИЕ И «МЯГКИЙ АУТИЗМ»

«Мягкий аутизм» и высокая функциональность: что это значит

И снова набор признаков поведенческих аномалий, а также их выраженность, сильно варьируется в зависимости от степени тяжести РАС:

  • Для людей с тяжёлым аутизмом стереотипии могут быть необходимым условием осмысления мира (трение рук, хлопанье руками, словно крыльями, бегание по кругу, ходьба вперёд-назад и др.). В случаях с высокой функциональностью стереотипические действия носят менее выраженный характер и могут быть произвольно перенаправлены в наиболее терпимые для социума формы (качание с пяток на носки, словесные тики, лёгкие мимолётные гримасы, пощёлкивание пальцами и пр.).
  • Для людей с классическим аутизмом рутинные действия и режим – это аспекты первостепенной важности, изменение которых приводит к сильному стрессу и выраженной негативной реакции. В случае с мягким аутизмом изменение в планах или привычных обстоятельствах заставляет человека нервничать (слабо или умеренно), но не помешает ему справиться с целевыми действиями и в новых обстоятельствах.  Для детей с лёгким РАС, которые проходили терапию с раннего детства, изменение в режиме и рутинах не становится проблемой вообще.
  • Дети с выраженным РАС не могут принимать участие в ролевых играх, а дети с лёгким РАС испытывают с этим некоторые трудности. Например, вместо того, чтобы притвориться мотоциклистом, ребёнок будет делать вид, что он и есть мотоцикл.
  • Самообслуживание (одевание, приготовление еды, простые виды работ по дому) – ещё один аспект ежедневной жизни, который не поддаётся полному освоению для человека с тяжёлым аутизмом. В то время как такие люди испытывают зависимость даже в мелочах, люди с лёгким аутизмом способны вести полноценную самостоятельную жизнь.
Читайте также  Мягкий аутизм: признаки и особенности

КАК ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ И ПОМОЩЬ

Если вы обнаружили у себя или у своего ребёнка мягко выраженные аутистические черты, обращайтесь к врачам – терапевту (педиатру), невропатологу и психиатру. Предварительно можно пройти тесты М-CHAT и АТЕК.

Из русскоязычных ресурсов в интернет полезную информацию можно почерпнуть в социальной сети Facebook:

  1. https://www.facebook.com/groups/cpaut
    Уделите внимание верхнему посту, где хорошо освещены первые шаги для родителей, впервые столкнувшихся с диагнозом РАС у своих детей
  2. https://www.facebook.com/groups/corhelp
    Не пропустите закреплённые публикации в начале страницы, где отсортированы теги на бесплатные дидактические материалы и созданы возможности навигации по группе
  3. https://www.facebook.com/groups/autismparentsandpro

ЗАПОМНИТЕ: обнаружив у себя или у ребёнка признаки лёгкого аутизма, следует поторопиться к врачу! При корректной терапии и обучении многие люди с высокофункциональным РАС способны в итоге вести самостоятельную, счастливую и полноценную жизнь.

Источник: http://autism.lovetoknow.com/Considered_Mild_Autism

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Напишите нам

Напишите нам, и мы постараемся ответить в течение 24 часов.

Sending

Все права защищены и принадлежат АККП ©2017

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта corhelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.

Сделано в iMindStudio.com

Авторизация

Забыли пароль?

Forgot your details?