Чувство равновесия – крайне важно для ощущения безопасности перемещения тела в пространстве. Вот почему это чувство, наряду с проприоцептивной чувствительностью, является одним из семи столпов сенсорной системы любого человека, как нейротипичного склада, так и с аутистическими чертами.
Вестибулярный аппарат человека расположен во внутреннем ухе и сильно зависит от движения головы в пространстве. Его работа определяет важные части сенсорной системы – чувство равновесия, земного притяжения, координацию разных частей тела и ловкость.
Именно вестибулярный аппарат позволяет нам бегать, лазить, кататься на качелях, ездить на велосипеде, наклоняться, вскочить на ноги и ежедневно и безотчётно с лёгкостью осуществлять многие другие движения.
Дети с повышенной чувствительностью к вестибулярной стимуляции будут испытывать разнообразный дискомфорт: неустойчивость походки, плохой баланс, страх перед движением. А дети, которые малочувствительны в этом отношении (из-за нехватки в регистрации сигналов), будут активно искать частое и интенсивное движение.
Для ребёнка-гипосенсорика по равновесию (недоразвитие вестибулярного аппарата) характерно так называемое «гиперактивное» поведение. Он ищет способы, чтобы увеличить число и/или силу стимулов и поддерживать их на оптимальном уровне, а лучший способ для этого — разнообразное движение, и особенно — кружение. Для таких детей характерны бег, прыжки, кружение вокруг себя. Они испытывают трудности в том, чтобы сидеть неподвижно и сосредоточиться на монотонной задаче. Исключением могут становиться только активно стимулирующие компьютерные игры.
Стимуляция движением, особенно кружение и качание, является наиболее эффективной для вестибулярного аппарата. Она выгодно используется организмом для поддержания уровня «высокой боевой готовности». Это воздействие может долго влиять на нервную систему — иногда сутки напролет.
Стоит учитывать скорость кружения и амплитуду раскачивания в случае использования его для детей с гиперчувствительной нервной системой по чувству равновесия. Выраженные побочные эффекты таких упражнений – это опасная зона в работе специалистов по сенсорной интеграции.
Снизить риски перестимулирования помогает сам ребёнок, но для этого следует выбирать лишь те виды деятельности, где он сам контролирует амплитуду, длительность и скорость кружения и качания. И это касается всех снарядов, которые используются в упражнениях на равновесие – от самых простых качелей до эластичных сенсорных гамаков.
Большинство программ сенсорной интеграции (под которой следует понимать упорядочивание ощущений от мира) включают разнообразные активности на равновесие и проприоцепцию. Логично, что у разных видов деятельности различаются и цели применения:
- Медленные, ритмичные упражнения успокаивают нервную систему
- Быстрые, с нерегулярным узором стимулируют и организуют работу нервных импульсов
Стоит отметить и тот факт, что как только вы определили удачный вариант движения для гипосенсорика, следует пробовать его же с разным положением головы – стоя, сидя, лёжа на спине, на животе и т.п. Так вы достигаете максимально качественной стимуляции вестибулярного аппарата.
Кроме того, ни в одной из программ на равновесие нельзя забывать о тесном содружестве с деятельностью на проприоцептивную чувствительность. Многие упражнения автоматически включают воздействие на обе сферы, именно поэтому они достигают выраженного эффекта для поддержания ребёнка в спокойном состоянии, для роста сосредоточенности и способности к организованной учебной деятельности.
Поэтому старайтесь выбирать комплексные упражнения – на равновесие и проприоцепцию, и повторять их каждые 2 часа в течение дня. Так вы сможете удерживать ребёнка в гармонии ощущений. Это снизит число эпизодов нежелательного поведения и создаст выгодные предпосылки для сосредоточенной учёбы.