Сенсорная интеграция: гармонизируем чувство равновесия

Чувство равновесия – крайне важно для ощущения безопасности перемещения тела в пространстве. Вот почему это чувство, наряду с проприоцептивной чувствительностью, является одним из семи столпов сенсорной системы любого человека, как нейротипичного склада, так и с аутистическими чертами.

Сенсорная интеграция: гармонизируем чувство равновесия

Вестибулярный аппарат человека расположен во внутреннем ухе и сильно зависит от движения головы в пространстве. Его работа определяет важные части сенсорной системы – чувство равновесия, земного притяжения, координацию разных частей тела и ловкость.

Именно вестибулярный аппарат позволяет нам бегать, лазить, кататься на качелях, ездить на велосипеде, наклоняться, вскочить на ноги и ежедневно и безотчётно с лёгкостью осуществлять многие другие движения.

Дети с повышенной чувствительностью к вестибулярной стимуляции будут испытывать разнообразный дискомфорт: неустойчивость походки, плохой баланс, страх перед движением. А дети, которые малочувствительны в этом отношении (из-за нехватки в регистрации сигналов), будут активно искать частое и интенсивное движение.

Для ребёнка-гипосенсорика по равновесию (недоразвитие вестибулярного аппарата) характерно так называемое «гиперактивное» поведение. Он ищет способы, чтобы увеличить число и/или силу стимулов и поддерживать их на оптимальном уровне, а лучший способ для этого — разнообразное движение, и особенно — кружение. Для таких детей характерны бег, прыжки, кружение вокруг себя. Они испытывают трудности в том, чтобы сидеть неподвижно и сосредоточиться на монотонной задаче. Исключением могут становиться только активно стимулирующие компьютерные игры.

Стимуляция движением, особенно кружение и качание, является наиболее эффективной для вестибулярного аппарата. Она выгодно используется организмом для поддержания уровня «высокой боевой готовности». Это воздействие может долго влиять на нервную систему — иногда сутки напролет.

Стоит учитывать скорость кружения и амплитуду раскачивания в случае использования его для детей с гиперчувствительной нервной системой по чувству равновесия. Выраженные побочные эффекты таких упражнений – это опасная зона в работе специалистов по сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция: гармонизируем чувство равновесия

Снизить риски перестимулирования помогает сам ребёнок, но для этого следует выбирать лишь те виды деятельности, где он сам контролирует амплитуду, длительность и скорость кружения и качания. И это касается всех снарядов, которые используются в упражнениях на равновесие – от самых простых качелей до эластичных сенсорных гамаков.

Читайте также  Возможные способы успокоения

Большинство программ сенсорной интеграции (под которой следует понимать упорядочивание ощущений от мира) включают разнообразные активности на равновесие и проприоцепцию. Логично, что у разных видов деятельности различаются и цели применения:

  • Медленные, ритмичные упражнения успокаивают нервную систему
  • Быстрые, с нерегулярным узором стимулируют и организуют работу нервных импульсов

Стоит отметить и тот факт, что как только вы определили удачный вариант движения для гипосенсорика, следует пробовать его же с разным положением головы – стоя, сидя, лёжа на спине, на животе и т.п. Так вы достигаете максимально качественной стимуляции вестибулярного аппарата.

Кроме того, ни в одной из программ на равновесие нельзя забывать о тесном содружестве с деятельностью на проприоцептивную чувствительность. Многие упражнения автоматически включают воздействие на обе сферы, именно поэтому они достигают выраженного эффекта для поддержания ребёнка в спокойном состоянии, для роста сосредоточенности и способности к организованной учебной деятельности.

Поэтому старайтесь выбирать комплексные упражнения – на равновесие и проприоцепцию, и повторять их каждые 2 часа в течение дня. Так вы сможете удерживать ребёнка в гармонии ощущений. Это снизит число эпизодов нежелательного поведения и создаст выгодные предпосылки для сосредоточенной учёбы.

Сенсорная интеграция: гармонизируем чувство равновесия

 

Живу на берегу Чёрного моря, в солнечной Одессе, знаменитой благодаря искромётному юмору и многонациональному колориту. Широкий кругозор, хорошее образование, знание английского языка и быстрая обучаемость помогают относиться к трудным задачам жизни с интересом и оптимизмом. Сложности в развитии детей воспринимаю как идеальный мотиватор для родителей, чтобы стать лучше, знать больше, освободиться от лишней суеты и ещё эффективнее заниматься главным. А главное – это те, кого мы любим.

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Напишите нам

Напишите нам, и мы постараемся ответить в течение 24 часов.

Sending

Все права защищены и принадлежат АККП ©2018

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта corhelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.

Сделано в iMindStudio.com

Авторизация

Забыли пароль?

Forgot your details?