Развитие крупной моторики полезно всем детям без исключения. Мы предлагаем вам внедрить в повседневную жизнь все 10 видов активной физической деятельности.
Однако стоит приготовиться, что некоторые из них будут не просто лёгким развлечением, а настоящим вызовом чувству равновесия, координации, силе мышц и проприоцептивной чувствительности, а также коммуникативным способностям и даже воображению. Итак, приступаем!
1. Маршировка
Внедряйте разнообразные базовые задания на имитацию:
- Сделай шаг – вперёд, назад, в бок
- Топни – одной ногой, другой
- Поочерёдно топай обеими ногами — с усилием
- Быстро шагай на месте – руки свободно, руки на пояс
2. Прыжки на батуте
Понятное дело, батут не всегда доступен в домашних условиях. Найдите игровой центр, где они в широком ассортименте. Или посещайте сенсорную комнату.
Ряд возможных заменителей для батута:
- Замените батут прыжками на фитнес-мяче, зажав его ногами к дивану и держа ребёнка за руки
- Купите домой резиновую полусферу для фитнеса
- На даче отведите для прыжков стопку матрасов или старый диван
Ищите варианты! Потому что данный вид активности крайне полезен для детей с РАС, особенно невербальных или с дополнительным моторным компонентом в речевой задержке.
Что особенно полезно в таких прыжках – это их успокаивающий и фокусирующий эффект. Давно известно, что перед любыми занятиями за столом (АВА-тренер, дефектолог, изучение книг, карточек или мелкомоторные игры) стоит 10-15 минут позаниматься активностью на балансировку, и ребёнок покажет новые вершины сосредоточенности.
3. Игры в мяч
Безукоризненный снаряд для движения – самый обычный мяч. Он дёшево стоит, легко носится с собой на прогулки, может быть использован дома и дарит нам в помощь множество вариантов для целенаправленных манипуляций руками и ногами.
- Сначала научите ребёнка катить мяч к вам и отслеживать ваше обратное движение.
- Затем покажите, как бросать мяч разными способами: вперёд снизу вверх, подняв руки на уровень плеч, замахиваясь из-за головы.
- Добейтесь, чтобы ребёнок ловил мяч двумя руками и не боялся, когда вы бросаете мяч в ответ. Всё это станет вехами большого пути в освоении бесценного инструмента игры.
- Усложняйте задачи постепенно. Забросить мяч в крупную коробку — в мелкую коробку — в кольцо на уровне глаз — в кольцо повыше и ловить внизу, как в настоящем баскетболе.
- Предложите бросать одновременно два мяча одного размера, разного размера.
- Поднимать по 2 и 3 мяча, удерживая их соприкосновением между собой.
Заметьте и то, что именно с мячом вы можете играть во множество игр, наполненных коммуникацией и совместным вниманием – теми важными аспектами, отставание в которых отличает детей с РАС. Катайте, разбивая кегли, бросайте в цель, ловите от стены, прячьте и находите, а также заталкивайте мяч под крупную мебель и выуживайте его — ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ (!)
4. Удержание равновесия на балансире
Мы уже говорили о важности чувства равновесия для развития речи, успокоения при сенсорных перегрузках и концентрации внимания перед занятием (см. п.2 Прыжки на батуте).
Балансировочная доска – очередной полезный снаряд с обозначенным перечнем эффектов. Для примера игры с использованием такой доски посмотрите видео:
5. Велосипеды
Развитие мышц нижней части тела и чувства равновесия и координации – главные эффекты от катания на велосипедах.
6. Логоритмика
Эта деятельность сродни танцам, но лучше! Особенно на дошкольном этапе обучения. И пусть она сложнее танцев — на первый взгляд родителя, ещё непривычного к аутистическим особенностям ребёнка. Но вам всегда имеет смысл присмотреться к логоритмике внимательнее (!)
Для занятий логоритмикой необходимо, чтобы ребёнок был хотя бы немного научен имитации и удержанию глазного контакта. Если эти два базовых навыка коррекционной работы освоены, можете смело идти на занятия с логоритмистом.
Плавный путь в новую активность целесообразно разделить на этапы:
- Сначала тет-а-тет педагог и ребёнок
- Потом желательно подключение 1-го старшего ребёнка, который обучен элементам кураторства над младшим
- Так постепенно вы сможете перейти к малокомплектным группам с другими детьми.
Но даже если ваш малыш остановится на второй ступени (с 1-м ребёнком) и научится повторять за ним движения, вступать в активное взаимодействие под музыку и запоминать сценарий активности согласно словам, это будет безусловный прорыв сразу в четырёх областях – крупная моторика, речевая терапия, музыкальное развитие и коммуникация. Стоит попробовать!
7. Имитация движений животных, транспорта и людей
Серьёзный вызов для детей с РАС – необходимость вовлекать воображение в любую деятельность. Предлагайте малышу притворяться:
- Самолётом, летящим спокойно и высоко
- Птицей, парящей в чистом небе
- Газующим с места в карьер мотоциклом
- Морем, которое размеренно бьёт волнами о берег
- Пожарником, который одевается на скорость при вызове на пожар.
Да кем угодно! – в зависимости от возраста и интересов ребёнка. Главное – для начала отталкивайтесь от имитации. Для этого самостоятельно определите из раза в раз единообразные (!) движения, которые вы покажете ребёнку.
8. Шаги в коробку и из неё
- Огромная коробка, в которую ребёнок влезает целиком и закрывает себя крышкой.
- Или коробка с высотой по колено, в которую он заходит и выходит.
- Или коробки от обуви, которым выложен витиеватый маршрут по дому.
Фантазируйте, увлекайте, показывайте пример и играйте с огоньком — ежедневно!
9.Ползание по туннелю
Туннелем может стать:
- Кишка из ткани, протянутая между двумя обручами
- Или занавешенное узкое пространство между стульями
- А можно перекинуть через стол одеяла, чтобы они свисали до пола
Самодельный туннель за 3 минуты всегда к вашим услугам!
Игры с преодолением узкого, субъективно закрепощающего, пространства крайне важны для детей с РАС. Замечено, что такие ребята часто плохо и поздно осваиваются с нагибанием к полу и ползанием под предметами.
Посмотрите на мебель в вашем доме с этого ракурса! И проведите ревизию, какие предметы могут предоставить ребёнку достаточный размер для движения, и в то же время не давать большой свободы для него (стул, письменный стол, узкое окошко).
10. Полоса препятствий с произвольными заданиями
Вам необязательно искать безукоризненную площадку — с множеством продуманных снарядов. Создавайте полосу препятствия не только физически, но и интеллектуально.
Вот пример весьма сложной полосы препятствий, для которой нужен минимум инструментов и приспособлений:
- Предложите ребёнку имитацию разной ходьбы:
как уточка на корточках, как краб,
перебирая руками и ногами,
в стиле лягушки – отрывочными прыжками. - Возьмите на прогулку скакалку,
выложите ею линию и ступайте по линии «ёлочкой»,
как ходят балерины. - В завершении поднимитесь на лестницу,
скатитесь по горке и сделайте пару прыжков
через нарисованные мелом линии.
Главные факторы успеха для успешного развития крупной моторики с помощью предложенных методов просты:
- Составьте план занятий
- Сначала внедряйте не более 1-гонового вида деятельности за неделю
- Отслеживайте прогресс
- Подключайте игровые элементы
- Приглашайте к игре других детей
- По мере освоения снарядов
ищите новые более сложные варианты,
например, скалодром вместо шведской стенки,
велобег взамен велосипеда.