Тридцать пять лет практики и наблюдений за происходящим между родителями и детьми взаимодействием, дают мне право поделиться некоторыми своими убеждениями о том, как не нужно себя вести взрослым.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок имел прогресс, воздержитесь от следующих действий:
- Перестаньте постоянно повторять свои слова. У вас ребенок с аутизмом, а не глухой. Чем больше вы повторяете, тем больше малыш ждет от вас таких же повторений в будущем – вы сами загоняете его в порочный круг. Кроме того, некоторые примеры эхолалии могут иметь корни в постоянном назойливом повторении родителями своих инструкций.
- Перестаньте повышать голос. Чем громче вы кричите сейчас, тем еще громче вам придется вопить в будущем – ребенок просто привыкнет, что вы говорите очень громко и перестанет обращать внимание на нормальный тон голоса. Это относится и к физическим наказаниям – их интенсивность придется постоянно увеличивать (не говоря уже о том, что у вашего ребенка, скорее всего, повышен болевой порог).
- Не пропускайте возможности для поощрения речи. Часто ребенок показывает на печенье и тут же его получает, хотя родитель мог бы потребовать хотя бы произнесения первой буквы.
- Не все виды негативного поведения можно игнорировать. Есть разница между раздражающими привычками и откровенно опасным поведением. Если ребенок скрежещет зубами – это раздражает. Если он тянет маму за волосы, когда та ведёт машину на скорости сто километров в час – это просто опасно. Используя терминологию АБА, такое поведение нужно погасить. Сходным образом, самоагрессия и агрессия, направленная на окружающих, должна быть активным образом перенаправлена. Не подыскивайте оправданий недопустимого поведения, вроде этих «Он бьет доктора/учителя/няню за то, что тот забрал у его игрушку» или «Вы заставляете его делать то, чего он не хочет, вот он и дерется». Кроме того, самоагрессия – это часто признак инфекции, поэтому надо обследовать здоровье.
- Не тратьте ценные ресурсы на тех психологов и специалистов, которых ваш ребенок уже перерос. Такие признаки, как неохотное посещение ребенком занятий или непослушание в отношении человека, который раньше нравился, очень важны. Скучно повторять «Би-би-би» на протяжении двух лет подряд. Кроме того, если вам кажется, что какие-то слова специалиста лишены смысла (например, «Это не апраксия, а просто нежелание говорить»), спросите его, были ли у него медицинском опыте случаи успешного излечения подобных состояний.
- Не верьте сайтам, обещающим чудеса. Тщательно изучите дипломы врача и проверьте на достоверность его заявления. Знаками, что вы можете впустую потратить деньги, являются требование полной предоплаты, обилие историй, не подтвержденных никакими научными данными, большое количество музыки, и заявлений о полной безопасности метода для всех. С экспериментальными методами ни в чем нельзя быть уверенным, вред от них может проявиться как мгновенно, так и спустя долгое время. Купить избавление от аутизма нельзя. Высокая цена не означает действенности.
И еще о докторах. Остерегайтесь, если вам приходится сталкиваться с подобными моментами:
- Доктор хочет получить большое количество анализов еще до того, как видел пациента. Это может быть знаком того, что расходы взлетят до небес.
- Если у доктора, по его словам, есть очень дорогое оборудование, которое «лечит» аутизм, но нет объективных доказательств его эффективности.
- Если доктор не проводит по меньшей мере часовой первой встречи, узнавая все о пациенте и изучая самого ребенка
- Если после тщательного изучения пациента доктор не может предложить четкий план действий, с конкретными результатами, которые можно получить от каждого мероприятия.
- Если вы не понимаете, о чем говорит доктор.
- Избегайте родственников или друзей, которые говорят, что вы неправильно ведете себя с ребенком. Пусть они проведут неделю на вашем месте – и уже тогда дают советы.
- Не ищите совета у обычных врачей, безапелляционно заявляющих, что все симптомы, демонстрируемые вашим ребенком, вызваны аутизмом. Плохой сон, проблемы с приемом пищи, разлады в стуле или тучность могут быть признаками каких-то тривиальных заболеваний, вполне поддающихся лечению. И, наоборот, недопустимо, когда частные специалисты лечат какую-то «свою» болезнь, не задумываясь об общем состоянии ребенка (например, назначая при запорах противопоказанный людям с РАС полиэтиленгликоль).
- Не отказывайтесь от биомедицинского лечения. У всех детей бывают трудные дни, дайте эффекту время, чтобы проявится. Когда вы проходите такое лечение, не отменяйте и не сокращайте такие виды терапий, как АБА, занятия с логопедом, физиотерапию только лишь потому, что вы ждете, что улучшения наступят с другой стороны.
- Забудьте о фразах: «Нам надо заскочить в Макдональдс/магазин игрушек/к моей маме, иначе у ребенка будет припадок». Взрослый здесь вы, и это вы создали такое поведение ребенка.
- Самостимуляция просмотром видео на YouTube или компьютерные игры – это не признак ума или заинтересованности во внешнем мире. Когда ребенок смотрит на ту же картинку в пятидесятый раз, можно с уверенностью заявлять, что ничего нового он не узнает, и время тратится впустую.
Вместо выговариваний: «Не делай этого больше!», скажите: «У тебя есть еще три повторения и все», или «Через две минуты заканчиваем» и переключите ребенка на другой вид деятельности. При этом используйте визуальные таймеры. - Не давайте ребенку антибиотики, когда в этом нет абсолютной необходимости. Антибиотики не убивают вирусы, а вирусные инфекции далеко не всегда «превращаются в бактериальные». Так случается лишь в случае, когда болезнь затянулась, или есть еще какие-то хронические проблемы (например, с иммунной сферой или хроническим очагом инфекции в ЛОР-органах — тонзиллит, гайморит и пр.).
- Не лечите ребенка сами. Вам нужен совет профессионала.
- Токсины в изобилии находятся в нашем окружении. Тому, кто особенно подвержен их влиянию, нельзя предлагать насыщенную токсинами пищу. Искусственные красители и ароматизаторы, консерванты под номерами – всему этому не место за столом, и неважно, как сильно эта зараза нравится ребенку.
- Нейропластичность – это реальность (!) Вне зависимости от серьезности состояния или возраста, не верьте в то, что вашему ребенку недоступно значительное улучшение. Не сдавайтесь!
Автор: доктор Брайан Д. Уделл,
Флорида, США
Перевод с дополнением
Источник:
http://www.theautismdoctor.com/15-things-not-to-do-to-help-your-autistic-child/
http://www.theautismdoctor.com/joe-the-plumber/