В нашей статье мы затронем тему обучения детей старшего возраста основным гигиеническим процедурам. Несмотря на то, что возраст от 4-5 лет и старше традиционно воспринимается как время, к которому ребёнок уже освоил самообслуживание в части гигиены, для особых детей это не является правилом.
Порой случается и так, что даже подросткам и взрослым людям с аутизмом сложно быстро и легко ориентироваться в ежедневных рутинных действиях, обеспечивающих гигиену собственного тела.
Однако с этим можно успешно работать и научить ребёнка, когда использовать мыло, а когда шампунь, как чистить зубы и подмываться, как мыться под душем и насколько часто, как сушить волосы, как не намочить их во время быстрого мытья и пр.
Когда у ребёнка возрастают уверенные знания в такой, казалось бы, простой области, это помогает ему в целом продвинуться к независимости и самостоятельности. Точно так же работают взаимосвязь сложных функций и повседневных примеров самообслуживания. Например, дефектологами замечено, что прогресс в экспрессивной речи у многих неговорящих детей с РАС чётко коррелирует со временем освоения горшка.
Ниже освещаются пять способов научить особого ребёнка гигиеническим процедурам. Они просты, но эффективны и доступны к внедрению в любой семье силами родителей.
1. Используйте тематические рабочие тетради и учебники
Одна из лучших книг для школьников сделана по типу рабочей тетради — с описанием всех видов гигиенических процедур и ухода за собой была выпущена Attainment Company под названием Explore Personal Care.
Фотографии, подробные инструкции, чек-листы и задачи на правильность алгоритма. И всё это в игровой подаче – с использованием иконок и понятных символов. Эта же компания выпустила в поддержку печатной книги серию видеоуроков и программное приложения для компьютера и мобильного телефона.
2. Используйте электронные приложения для телефонов, планшетов и компьютеров
Заговорив о программном обеспечении на тему обучения гигиене, следует перечислить и другие варианты (сразу заметим, приложения англоязычные)
- Hygiene HD от Conover Company
- My Healthy Smile App
- Making Sequences
3. Используйте социальные истории
Не имея желания привлекать к обучению новые технологии, вы всегда можете поступить традиционно и создать множество социальных историй на тему ежедневных гигиенических рутин и регулярного ухода за собой и домом, например, мытьё посуды, стирка, посещение стоматолога, стрижка у парикмахера и т.п.
Оформить социальную историю можно по-разному, главное – это соблюсти правильную последовательность шагов. Иллюстрируйте шаги алгоритма понятными простыми картинками или фотографиями самого ребёнка. Пусть для начала в истории про стрижку его ждёт известный ему парикмахер, а при чистке зубов используется одна и та же паста. Как всегда в работе с детьми с РАС, и здесь мы должны опираться на частные знакомые детали, создавая новый общий алгоритм.
В случае с многократно повторяемой процедурой, такой как мытьё рук, создайте истории на каждый из случаев, когда необходимо это действие – перед едой, по приходу домой с улицы, после туалета и т.п.
При этом постепенно усложняйте задания на раскладывание карточек в правильном порядке и выбор нужного варианта. Пусть ребёнок не только выкладывает все карточки одной истории друг за другом, но и отвечает на вопрос «Когда надо мыть руки?», имея перед собой иллюстрации нескольких ситуаций, в том числе не имеющие отношения к мытью рук.
4. Используйте видео в открытом доступе
Многие краткие видеофильмы доступны в указанных выше приложениях. Вы также можете найти их на Youtube и других видеохранилищах. Это позволит вам проиллюстрировать алгоритм в реальном контексте – живые актёры и повседневные ситуации.
5. Играйте в тематические игры
Игры с карточками – это весьма эффективный способ пополнения словарного запаса особого ребёнка. Они одинаково хорошо работают в любой тематике. Играйте с ребёнком в мемори, используя существительные и глаголы исключительно гигиенической тематики. Учите новые слова на сеансах логопедии, которые полностью посвящены гигиене.
Изучив дом, его помещения и предметы, не упускайте возможность повторить знания, оказавшись в новом месте. Для чего умывальник в туалетной комнате? Что делают в ванной? Где здесь может быть мыло – в какой комнате? Почему оно там? – любые усложнённые не линейные вопросы, которые следует внедрять, как только завершён первый этап — с освоением алгоритмов в стенах дома.
Источник: http://www.friendshipcircle.org/blog/2015/02/03/5-ways-to-teach-an-older-child-with-special-needs-about-hygiene/