Как родитель ребенка с РАС вы обладаете обширными знаниями об аутизме. Допустим, что на игровой площадке или в детском саду, который посещает ваше ребенок, вы встретили малыша, у которого, на ваш взгляд, есть типичные проявления аутичного поведения. Однако родители ребенка об этом даже не догадываются – напротив, им кажется, что его ритуальное и направленное на поиск раздражителей поведение можно считать «забавным». Вы хотите сказать им что-то, но не можете подобрать правильных слов. Что вам делать?
Вот несколько вежливых способов предложить родителям рассмотреть возможность того что их прекрасный, умный, любящий ребенок может быть в том числе и аутистом.
- Задавайте вопросы, не требующие однозначных ответов. Родители часто осознают особенности поведения своего ребенка, когда начинают обсуждать свои наблюдения с другими людьми. Подтолкните их к этому, спросив: «Вам не кажется, что Ваня довольно сильно отличается от того, какими были ваши старшие дети в его возрасте или от своих сверстников?» или «В какие игры Петя любит играть с вами?». Обдумывая ответ на ваш вопрос, родители могут обнаружить, что, действительно, Ваня сильно отстает в развитии, а Петя вообще не любит играть вместе с другими.
- Делитесь наблюдениями, но не выносите суждений. Родителям очень трудно нормально воспринимать негативные суждения о своих детях. Заявление «Пора бы Степе заговорить», скорее всего, приведет к тому, что разговор очень быстро закончится. Но если постараться избегать суждений, то можно помочь им увидеть проблему: например, когда вы видите, что ребенок уже десятый раз за последний час закрывает уши руками, можно сказать: «Я вижу, что Степа очень чувствителен к громким звукам, а как он воспринимает яркий свет?»
- Делитесь своим собственным опытом. Не стройте предположений, что чей-то ребенок, скорее всего, имеет расстройства развития, а описывайте то, с чем вы столкнулись сами. Это даст его родителям возможность обдумать ваши слова без необходимости бросаться на защиту поведения своего малыша (или искать оправдания своему нежеланию попытаться понять, что с ним не так). Можно попробовать такой подход: «Мой ребенок до четырех лет не использовал для общения речь, но после похода к логопеду-дефектологу дела пошли на поправку и теперь он говорит».
- Делитесь знаниями. Если аутизм вам знаком не понаслышке, наверняка, вы знаете, где можно найти информацию об этом недуге, какие доктора помогают в его терапии, с чего стоит начать и какие приемы могут сработать. Не говорите прямо и просто: «Вашего ребенка надо показать невропатологу». Дайте им понять, что если у них возникнет необходимость, вы можете им помочь в плане советов и знаний. «Понимаю, что вы можете волноваться из-за того, как идет развитие Саши, но, если вы захотите мнение эксперта, то я знаю нескольких лучших в городе специалистов по детской неврологии».
- Подчеркните положительные стороны аутизма. Некоторые родители просто каменеют, когда сталкиваются с возможность того, что их ребенок «навсегда поломан». Это приводит к тому, что он не ищут специалистов, которые поставили бы диагноз или начали терапию, что лишает ребенка благотворного влияния раннего вмешательства и занятий со специалистами. Иногда этот паралич воли вызван непониманием аутизма. В этом случае стоит рассказать о ситуациях, когда ребенок с подобным диагнозом сумел достичь какой-то большой цели. Например: «У моего племянника синдром Аспергера, но он выступает за школьную команду по шахматам и уже имеет первый разряд».
- Подчеркивайте, что родителей нельзя винить за аутизм их ребенка. Людям свойственно переоценивать контроль над ситуацией и видеть мир как одно большое следствие своих прошлых поступков. Матери и отцы часто винят себя, что это именно они виноваты в том, что их ребенок – особенный. Это совершенно непродуктивная идея, которая только лишь мешает им оказывать малышу необходимую помощь. Важно делать упор на том, что ранее вмешательство с высокой вероятностью принесет плоды и поможет подтолкнуть развитие ребенка.
Источник:
http://autism.about.com/od/newtoautism/fl/6-Gentle-Ways-to-Help-Parents-to-Recognize-Their-Childs-Autism.htm