У каждого ребенка аутизм проявляется по-разному. У некоторых малышей с расстройствами аутичного спектра (РАС) есть лишь часть симптомов аутизма, часто не из всех трех групп аномалий, а только двух из них. В таком случае говорят об атипичном аутизме. Людям с этим недугом требуется помощь в тех сферах, где заболевание четко себя проявляет, зато в остальных сферах они могут демонстрировать существенные успехи.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ
Несмотря на приставку «а» в названии, у атипичного аутизма много общего с аутизмом классическим. Часто атипичный аутизм диагностируют в более поздних возрастах, чем классический — во многом потому, что страдающие им дети не так бросаются в глаза, а их симптомы не так заметно выражены.
В то время как классический аутизм объединяет в себе проблемы в трёх сферах (поведении, коммуникации и социальных навыках), об атипичном аутизме говорят когда у ребенка присутствует стереотипное, шаблонное поведение и есть проблемы с:
- Либо социальными навыками, включающими в себя взаимодействие с другими людьми;
- Либо с навыками коммуникации, включая вербальное и невербальное общение.
СИМПТОМЫ АТИПИЧНОГО АУТИЗМА
У детей с атипичным аутизмом могут быть такие же симптомы, что и у ребят с классическим, но выражены они слабее. При этом часто диапазон проявлений болезни не так широк.
Вот перечень симптомов, некоторые (но не обязательно все!) из которых, могут встречаться у малышей с атипичным аутизмом:
- Трудности с пониманием и применением невербальных средств коммуникации (жесты, кивки, глазной контакт, выражение лица и принятая поза);
- Отсутствие сочувствия к эмоциям других людей или нежелание разделять свои эмоции;
- Отсутствие соответствующих возрасту малыша дружеских отношений со сверстниками;
- Отсутствие роевых игр
- Повторения в речи одних и тех же фраз или же отсутствие внятной речи;
- Неспособность «разделять внимание» — показывать кому-то предметы, указывать на вызвавший интерес объект, следовать указательному жесту других людей;
- Задержки в развитии речи;
- Большая заинтересованность какой-либо узкой областью: поездами, машинками, животными и т.д.
- Проблемы при поддержании беседы с другим человеком;
- Склонность к шаблонам и строгому распорядку;
- Большая заинтересованность предметами или их частями в отрыве от функционального назначения
- Стереотипии: взмахи руками, покачивание, похлопывание.
АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Родители детей с атипичным аутизмом в среднем обращаются к врачу не в столь ранних возрастах, как в других случая. Это отрицательно сказывается на терапии, которая начинается позже, чем могла бы.
Прогноз развития недуга разнится от ребенка к ребенку. Некоторые не получавшие лечения взрослые успешно научились преодолевать свои особенности в отдельных сферах, тогда как есть и другие случаи, когда терапия начиналась до пяти лет, однако и во взрослом возрасте сохранялись явные симптомы атипичного аутизма.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ У СВОЕГО РЕБЕНКА АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ
Если вам кажется, что ваш малыш ведет себя «странно» или «неправильно», как можно скорее пообщайтесь с врачом. Чем раньше начнется лечение, тем больших успехов оно может добиться. Если малыш усвоит способы справляться со своими трудностями, у него есть все шансы жить полноценной, нормальной жизнью во взрослом возрасте.
РАЗВИТИЕ ДИАГНОСТИКИ
В США атипичный аутизм (так же как и синдром Аспергера) больше не выделяют в отдельные диагнозы, а относят к более общей области расстройств аутичного спектра. Это связано с тем, что диагностика аутизма до сих пор остается во многом субъективной, и в зависимости от специалиста, один и тот же малыш может диагностироваться как атипичный или же классический аутист. Единый диагноз позволит проводить терапию без оглядки на «мягкость» или «серьезность» диагноза.
Источник: http://autism.lovetoknow.com/What_Is_Atypical_Autism