Вы уже многократно задумывались, каким образом подтолкнуть к общению вашего особого ребёнка. Как увеличить количество обращений к вам с речевыми просьбами. Или добиться роста общения с помощью альтернативных методов коммуникации. «Да как угодно, лишь бы обращался!» — не так ли?
Сегодня мы расскажем вам, как не упускать многочисленные возможности, которые находятся рядом с вами ежедневно, однако вы теряете их из-за банального недосмотра.
Для большинства родителей или опекунов уже через год-полтора существования диагноза РАС достаточно буквально взгляда их ребёнка, чтобы с высокой точностью определить, что же он хочет в данный момент…
- И здесь вы вредите сами себе и больше всего ребёнку, когда спешите выполнить то, что смогли додумать благодаря своему вниманию и развитому интеллекту.
В вашем интеллекте и интуиции сомнений нет. Но так ли вы умны, как того требует ваш особый ребёнок? Ведь ребёнок с РАС нуждается в прямо противоположной стратегии:
- Вам следует упорно внедрять роль последовательного, медлительного, более молчаливого педагога, которому надо разжёвывать каждую просьбу.
При таких обстоятельствах ребёнок научиться ежедневно и многократно общаться по поводу рутинных желаний и нужд – сначала в стенах дома, а после перенесет эти навыки и в школьную обстановку.
Ниже описаны 5 стратегий для мотивации особых детей к общению дома.
1. Положите любимые вещи и игрушки ребёнка вне его доступа, чтобы он должен был каждый раз попросить вас достать предмет, когда захотел его
Не надо ударяться в крайности и прятать на верхние полки или под ключ всё, что нравится ребёнку. Однако некоторую часть любимых игрушек и вещей, безусловно, следует удалить в недоступные, но видимые места.
От ребёнка младшего возраста добивайтесь хоть какой-то речевой просьбы. Путь это будет «Э» как прообраз «Это» с указательным жестом на желаемый предмет. Или только указательный жест. При этом следите и добивайтесь, чтобы ребёнок указывал на вещь, но смотрел вам в глаза.
Для ребёнка постарше, который уже говорит или хорошо понимает речь, можно усложнить задание, спрашивая: «Что тебе нужно, чтобы достать это?». Так вы провоцируете ребёнка над решением многовариантной задачи. Либо он может сам принести стул и достать с верхней полки желаемое. Либо попросить вас достать заветный объект.
В итоге вы уже общаетесь + даёте пример, как среди нескольких вариантов именно просьба к другому человеку приводит ребёнка к наиболее быстрому и легкому положительному результату.
2. Давайте меньшие количества чего-то съедобного или интересного, чтобы создать условия для просьбы о добавке
Одно печенье, разломанное на 5 частей – это как минимум 4 причины для просьбы о добавке (!)
3. В ответ на просьбу давайте не нужную вещь, а другую, чтобы создать условия для уточняющего диалога
Например, если вашему ребёнку нужен карандаш конкретного цвета, дайте ему другой. Такой поворот даёт ему возможность сообщить вам об ошибке и попросить второй раз, уточняя вопрос.
И пусть это кажется глупым — на первый взгляд непосвящённого наблюдателя. Но именно так вы тренируете в ребёнке те навыки, которые помогут ему в будущем эффективно и самостоятельно (!) общаться со всеми непосвящёнными.
4. Ждите! И ещё раз – ЖДИТЕ!
Одна из самых сильных стратегий, прекрасно работающая со всеми детьми. И самая сложная для многих родителей.
Не позволяйте личному нетерпению бессовестно красть шансы на общение у своего ребёнка с РАС!
Выжидание даёт большие результаты в случае неречевых и малоречевых детей, которым необходимо время, чтобы издавать звуки или проговаривать слова. Она эффективна для всех детей с РАС, которые должны научиться смелости обращаться с просьбами к родителям, а в будущем – к окружающим людям.
Не нужно подносить ребёнку всё – на блюдечке с голубой каёмочкой только по первому взгляду.
Не нужно предугадывать!
НЕ НУЖНО ТОРОПИТЬСЯ ДАТЬ, СКАЗАТЬ, ПОВТОРИТЬ!
Попросили повторить – и дали паузу до минуты (!) Спросили, что ты хочешь, сказали: «Подумай, что тебе достать из шкафа, зови меня, я на кухне» и вышли из комнаты.
Даёте задание в играх с элементами АВА? Так внедряйте принцип уменьшения подсказок! И добавляйте время – для мышления и формирования активного запроса от ребёнка.
5. Создавайте возможности для просьбы о помощи
Это крайне важный навык – уметь попросить о помощи. Он исключительно необходим вашему ребёнку для ежедневной жизни в обществе. Так создайте как можно больше возможностей для его развития уже сейчас!
- Даёте леденцы? В коробке, которую сложно открыть.
- Принесли банан? Не очищайте!
- Ребёнок захотел поиграть с конструктором? Положите его в игровую зону в закрытом чемодане.
Ваша задача – добиться развития способности ребёнка ИНИЦИАТИВНО попросить помощи у другого человека. И даже если это будет не речевая просьба «Помоги мне», то пусть это будет понятная АКТИВНАЯ просьба с использованием всех видов коммуникации — как прямой с помощью жестов, так и альтернативной (в той мере, в какой вы познакомили ребёнка с ней).
Перевод с дополнениями
Источник:
http://www.friendshipcircle.org/blog/2015/11/04/5-strategies-to-create-communication-opportunities-at-home/