5 стратегий, как вдохновлять к коммуникации ребёнка с аутизмом

Сложно сосчитать, как много детей и людей с РАС живут в искусственно молчаливом мире, но внутри себя с нетерпением ждут, когда же будет нарушена эта тишина. А сколько драматических ситуаций я встречала в семьях, где невозможность достучаться до ребёнка с РАС становится вялотекущим испытанием на прочность нервной системы для всех домочадцев.

5 стратегий, как вдохновлять к коммуникации ребёнка с аутизмом

Как специалисту по речевой терапии мне очень приятно вызывать и поддерживать коммуникацию у неговорящих или малоговорящих детей с расстройствами аутистического спектра (далее — РАС).

Сложно сосчитать, как много детей и людей с РАС живут в искусственно молчаливом мире, но внутри себя с нетерпением ждут, когда же будет нарушена эта тишина. А сколько драматических ситуаций я встречала в семьях, где невозможность достучаться до ребёнка с РАС становится вялотекущим испытанием на прочность нервной системы для всех домочадцев.

Поэтому мне так радостно делиться работающими стратегиями для увеличения коммуникации с детьми с РАС, а также знакомить семьи  c альтернативными возможностями общаться (помимо речи). Для начала пусть это будет общение по поводу базовых нужд – регулярное и рутинное.

Особенно удобна универсальность пяти стратегий, которые я предлагаю. Они одинаково хорошо работают, чтобы вдохновить к коммуникации говорящих, неговорящих и малоговорящих детей с РАС.

1. Войдите в мир особого ребёнка, вооружившись ЕГО мотиватором к общению

Для большинства детей пища – это прекрасная мотивация и объект для поощрения. Также объекты поощрения и мотивации следует искать среди игрушек ребёнка, мультфильмов, любимых героев из книг и кино, среди простых игровых занятий (мыльные пузыри, качели, подкидывание воздушного шарика, игра в мяч, езда на детском мотоцикле, толокаре), среди друзей и ближайших родственников.

Например, если ваш особый ребёнок отчётливо выделяет для общения кого-то из родственников, используйте именно этого человека как вдохновителя для коммуникации. Распечатайте фото и просите ребёнка показать на «любимую бабушку». Громко называйте имя любимого члена семьи – и просите повторить.

Или обменивайте небольшую фотографию родственника на выполненное ребёнком задание на подражание и повтор слов. Ставьте фотографию повыше, чтобы ребёнок должен был её попросить. А если этот родственник живёт с вами, то пусть он сам поощряет любые эпизоды коммуникации или подражания, обнимая и гладя ребёнка.

2. Постоянно называйте эмоции, которые испытывает ребёнок

Например, если ребёнок приходит в кухню в поисках еды, громко называйте его чувство: «Ты хочешь есть». Чем чаще ребёнок слышит определение чувства в соответствующих обстоятельствах, тем чётче он понимает это чувство.

Также у многих дефектологов есть мнение о том, что нужно исходно предлагать ребёнку формулировку от первого лица: «Я хочу есть», «Я рад папе» и т.п. Таким образом вы, родитель, становитесь проводником ребенка в мир эмоций и задействуете готовые к повтору шаблоны. Здесь вам на помощь приходит речевая особенность ребенка с РАС — продленный во времени этап эхолалий.

Эта стратегия требует неуклонности, регулярности и естественной подачи. Смоделируйте для себя те случаи, когда ребёнок обижен, доволен, счастлив, возбуждён, заинтересован, и проговаривайте эти чувства: «Я вижу, тебе очень интересно играть с Ваней», «Я вижу, тебе обидно, что Женя не поделился конфетами», «Я вижу, ты любишь мишку», «Я вижу, ты грустный, потому что мы не пошли гулять».

Читайте также  Две стороны аутизма: рассказывает Идо Кедар, 19 лет, аутизм

Вы можете использовать визуальное подкрепление, разделив лист на три колонки, где в первой колонке будет ребёнок в определённом настроении (с подписью об эмоции), посередине слова «потому что», в третьей колонке – объяснение причин соответствующей эмоции.

Или комплекты визуальной поддержки, которые сделаны специально для вашего малыша. Начните с подбором хотя бы 3-4 ситуаций на базовые эмоции человека: «Я радуюсь/грущу/злюсь/обижаюсь, потому что/когда…».

По моему опыту, несколько месяцев работы — и неговорящие и неконтактные дети могли сложить из множества карточек объяснения, что они хотят есть, пить, злятся или радуются.

Поскольку выражение эмоций – это важнейший освобождающий шаг для налаживания объёмной разноплановой коммуникации, вы можете привлекать любые варианты визуальной поддержки – от распечатанных PECS до аналогичных программ на планшетах.

3. Предполагаем способности

Считать особого ребёнка способным на многое – один из главных принципов, которые при общении с ним должны внедрять все взрослые – от родителя до школьного педагога. Только эта базовая уверенность в ребёнке расширяет его права и возможности в мире.

К этой же стратегии относится общее настроение и строй речи, которые мы используем при обращении к ребёнку с аутизмом. Важно говорить и общаться с ним максимально так же, как со здоровым ребёнком. То есть создавать правила, внедрять требования, интересоваться эмоциями и мыслями, советоваться и учитывать мнение. Этой же стратегии следует обучить всех тех взрослых, которые часто общаются с ребёнком.

4. Моделируйте типичные языковые ситуации и используйте электронные стимуляторы речи

5 стратегий, как вдохновлять к коммуникации ребёнка с аутизмом

Моделируйте язык в типичных ситуациях. Частой проблемой неречевых детей с РАС становится незнание и неумение подобрать нужную конструкцию фразы к конкретному желанию и событию.

Поэтому моделируйте нужные конструкции прямо по ходу жизни. Например, видя, что ребёнок тянется за водой, говорите «Я хочу пить».

Просите ребёнка повторить/проговорить конкретную фразу в соответствующей ситуации. Так вы многократно повторяете нужные шаблоны, по которым ребёнок учится соотносить  ощущения с речевыми конструкциями и выражать мысли адекватно.

В дальнейшем, благодаря регулярному моделированию речи в процессе будней вы сможете вводить вежливые формы обращения к другим людям, в частности, слова «пожалуйста» и «спасибо».

Аналогичным путём для обучения речи работают все электронные стимуляторы речи. Это может быть специальная программа для планшетов на платформах iOS и Android, которая позволяет родителям и близким ребёнка с аутизмом показывать ему картинки, соответствующие нужным словам в будничных ситуациях.

Вот как происходит использование электронного стимулятора речи. Ребёнку многократно предлагается нажимать на картинку с определённым смыслом, когда он хочет выразить свою мысль словами, при этом прибор произносит и само слово. Фактически, если провести параллель с известной системой альтернативной коммуникации PECS, в одном приборе объединяются все функции: PECS-картинки + Слова к PECS (обычно произносимые родителем) + Возможность самому использовать изображения в нужном контексте.

Читайте также  Глазной контакт при аутизме

Благодаря этому у ребёнка возникает стойкая связь между зрительным образом слова, его звучанием и ситуацией, где оно используется. Упрощённо говоря, мы может достучаться до всех центров, где формируется речь, через использование

  • Зрительного канала + Звучание + Самостоятельная результативная коммуникация.

Электронные стимуляторы речи признаны одной из самых эффективных техник для неговорящих или мало говорящих детей. Буквально за 4-6 месяцев можно достигнуть результата, которого ждали годы напролёт.

Замечательно и то, что даже без явного прогресса в речи, такая техника быстрее раскрывает для ребёнка с РАС широкий доступ к взаимопониманию в общении с людьми, что само по себе решает многие проблемы в коммуникативной части синдрома.

Простое объяснение принципа работы электронных стимуляторов речи можно посмотреть в видео здесь.

5. Применяйте тотальное воздействие на речевую сферу с помощью всех видов прямой и альтернативной коммуникации

Что такое прямая коммуникация? Это коммуникация с помощью всех возможностей тела – жесты, выражения лица, язык жестов и т.п. Возможности тела – это ограничительные пределы для прямой коммуникации.

Что такое альтернативная (дополнительная) коммуникация? Это коммуникация с помощью дополнительных предметов, среди которых наиболее эффективно использовать разнообразные изображения. Ребёнка с аутизмом всегда можно научить использовать изображения, чтобы выразить свои мысли и идеи даже тогда, когда у него нет речи, или она явно недостаточна.

Потому что коммуникация – это не только слова. К коммуникации относится всё, что облегчает понимание или выражение мыслей. В этом процессе наиболее естественно опираться на зрение и зрительные образы, которые формируют до 80% знаний о мире у большинства детей и взрослых.

Яркий пример метода альтернативной коммуникации – система PECS, когда создаётся набор карточек под каждого ребёнка – с учётом особенности его личности, интересов и режима жизни.

Также к альтернативной коммуникации относится привычная нам письменная речь, ведь это тоже символьная система. Мы все знаем, что обозначают буквы: это просто символы, которые введены для звуков по всеобщей договорённости людей (!). Поэтому письменная речь воспринимается нами естественным явлением, хотя по сути является максимально искусственным изобретением человека.

Неречевого ребёнка с РАС мы можем научить глобальному чтению – и это будет пример освоения альтернативной коммуникации.

Но каким образом альтернативная коммуникация помогает развитию собственной речи? Это происходит самым логичным путём. В процессе альтернативной коммуникации он осваивает  дополнительные знаки, развивает абстрактное мышление и символическую деятельность, и это продвигает его к пониманию и освоению очередной символической деятельности – вербальной (звуковой) речи.

Кроме того, видя перед глазами визуальные подсказки, как это будет при использовании PECS, ребенок легче продвинется в построении фраз и увеличении числа слов в отдельном предложении.

Запомните, важно работать с недостатком
или отсутствием речи ГЛОБАЛЬНО (!)

  • Развивая жесты
  • Развивая мимику
  • Вводя альтернативные способы коммуникации с помощью изображений и символов

 

Перевод с дополнениями

Источник:
http://www.friendshipcircle.org/blog/2015/04/21/5-ways-to-encourage-communication-with-a-non-verbal-child-diagnosed-with-autism/

Живу на берегу Чёрного моря, в солнечной Одессе, знаменитой благодаря искромётному юмору и многонациональному колориту. Широкий кругозор, хорошее образование, знание английского языка и быстрая обучаемость помогают относиться к трудным задачам жизни с интересом и оптимизмом. Сложности в развитии детей воспринимаю как идеальный мотиватор для родителей, чтобы стать лучше, знать больше, освободиться от лишней суеты и ещё эффективнее заниматься главным. А главное – это те, кого мы любим.

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Все права защищены и принадлежат АККП © 2022

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта CorHelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.