Вы постоянно вынуждены повторяться с вопросами, просьбами или объяснениями? Вас преследует чувство, что вас никто не слушает? У вас в семье растёт особый ребёнок – со специфическими потребностями в тишине и приглушенных голосах?
Предлагаем вам разобраться в простых и действенным методах, чтобы повысить качество слушания в вашей семье, особенно — у детей с особыми потребностями.
Ведь умение услышать – это не только физическая способность уха, но и способность центра-анализатора в головном мозге распознавать речь, а также готовность к концентрации на речи и навыки коммуникации, чтобы долго и внимательно перерабатывать слова.
Ниже приведено 5 простых шагов, которые следует осуществлять регулярно – как с нейротипичными детьми, так и при возникновении проблем в восприятии вербальной информации у ребёнка с РАС.
1. Проверьте слух у специалиста-аудиолога и получите консультацию ЛОР-врача
Консультация – осмотр – аудиограмма. В итоге вы получите достоверный вердикт, который покажет вам, есть ли у ребёнка физические проблемы со слухом со стороны строения и функционирования ушей.
Из домашних возможностей можно предложить детям игру, в процессе которой будет видно, хорошо ли они слышат. Также каждый раз в процессе игры будет происходить тренировка умения концентрироваться на звуке — без зрительного стимула. Игра называется «Спрячь будильник»: ставите будильник на 2 минуты и прячете. Будильник начинает звонить, а вы предлагаете ребёнку найти его. Будьте готовы к поразительному открытию о своём чаде! Практикуя игру регулярно, вы сами увидите, какой высокой концентрации может достигать ребёнок, когда его увлекает процесс поиска звука.
2. Используйте аудио книги
Многие дети любят аудиокниги. Это очень выгодное и весьма эффективное времяпрепровождение в очередях, в поездке и даже дома. Нередко дети любят аудиосказки как фон во время спокойных игр, рисования или даже просто так – для расслабления, лёжа на диване. Подобная практика позволяет приучить ребёнка сосредотачиваться на речи как таковой и вычленять её из музыкального сопровождения во время театрализованных аудиоспектаклей.
Множество аудиосказок, аудиокниг и радиопостановок для детей всех возрастов можно найти здесь.
3. Играйте в «поиск игрушек по указаниям»
Эта игра позволяет тренировать способность услышать, запомнить и выполнить 2 разных действия с разными предметами, ведь нам важно, чтобы ребёнок научился понимать и удерживать в сознании многокомпонентные просьбы.
Выберете несколько объектов, интересных ребёнку – предмет обихода, столовый прибор, игрушку, предмет одежды. При этом учтите: чем больше сенсорной нагрузки будет заложено в предмете – тем лучше. Положите предметы в одной из комнат, где в данный момент вы не находитесь. Вернувшись в ту комнату, где вы пребываете с ребёнком, попросите его пойти и принести вам конкретный предмет или сразу несколько. Число предметов уравнивайте с возрастом, например, 5-летний ребёнок должен уметь принести 5 предметов.
4. Понизьте громкость и скорость речи
Наблюдайте за своим ребёнком. Какой именно голос вызывает у него защитную реакцию – низкий, высокий? Пугает ли быстрая речь? Как реагирует на крик в разных обстоятельствах: когда слышит его в другой комнате? Когда вы крикните над его головой?
Очевидным признаком слуховой перегрузки у детей с РАС часто становится закрывание ушей руками. Кроме того, они могут кричать и визжать в ответ на крик, даже всего лишь услышав его из другой комнаты. Знайте особенности своего ребёнка, и при необходимости понизьте громкость мирных, но слишком эмоциональных бесед и смеха.
5. Практика «слушания всем телом»
Внедряйте «слушание всем телом» для всех членов семьи, в том числе для особого ребёнка. Эта техника означает сидение строго напротив говорящего, обратив к нему не только взгляд и лицо, но также руки, ноги и корпус.
Ежедневно показывая именно такой всецело внимающий пример слушания, вы формируете вокруг ребёнка правильную среду для подражания. И отложите мобильные телефоны! Уткнувшись носом в маленький экранчик, вы постоянно демонстрируете малышу отторжение внешнего мира, где ничто не заслуживает внимания, даже слова близкого человека.
Перевод с дополнениями
Источник:
http://www.friendshipcircle.org/blog/2015/01/08/5-ways-to-encourage-auditory-processing-and-listening-skills/