Как успокаивать ребёнка и научить его успокаиваться самостоятельно

Научиться управлять эмоциями, особенно во время стресса, довольно непросто. Хотя у многих детей есть собственные способы выражать сильные эмоции, им не будет бесполезной помощь в том, как научиться справляться с проявлениями тревоги.

Как успокаивать ребёнка и научить его успокаиваться самостоятельно

Если ребенок освоит методы самоуспокоения, ему будет проще пережить эмоциональный всплеск. Если практиковать навыки ежедневно, ребенку будет гораздо легче вспомнить о них и использовать их в ситуациях тревоги и беспокойства.

Как начать упражнения по успокоению

Вот с чего вам нужно начать, когда вы собираетесь приступить к обучению ребенка навыкам самоуспокоения:

  • Используйте уже знакомые ребенку приемы и добавляйте к ним новые. Ваши методы должны быть доступны ребенку на его уровне развития. Не торопитесь в движении вперед, не оказывайте на ребенка излишнее давление.
  • Выбирайте самое подходящее для ребенка время ваших занятий – когда ребенок максимально расслаблен.
  • Занятия должны быть интересны и включать в себя веселый яркий инвентарь и визуальные средства – подушки, мячики-эспандеры и картинки. Например, когда Ваня хочет поиграть с грузовиком, но в это время с ним играет кто-то другой, ему выдается мячик, который можно сдавливать в руке, и его отправляют в «зону покоя». Там Ваня играет с мячом и смотрит картинки в книжке. После этого Ваню зовут обратно, когда пришла его очередь играть  с грузовиком. Воспитатель хвалит Ваню за его работу.

Как успокаивать ребёнка и научить его успокаиваться самостоятельно

Занятия для успокоения

Повторимся: когда вы начинаете занятия, учитывайте уровень развития вашего ребенка. Например, ребенок должен уметь хорошо говорить и уметь выражать себя, чтобы использовать обсуждение своих проблем со взрослыми и другими детьми. Ниже примеры занятий, которые помогут ребенку стать спокойнее.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения помогут вашему ребенку остановиться и глубоко дышать, считая вздохи, когда он окажется в стрессовой ситуации. Чтобы напомнить ребенку о том, как делать такие упражнения, можно использовать картинку в том месте, где он будет делать эти упражнения.

  • Задувать свечи на торте – пусть ребенок поднимет руку, пальцы будут «свечами». Посчитайте свечи от одного до пяти вместе, затем задувайте их одну за другой, сделав глубокий вдох и протяжный выдох. «Гасите» свечи, медленно загибая пальцы.
  • Надувать воздушные шарики – сделайте вид, что вы достали из кармана воздушный шарик, и попросите ребенка подражать вам в ваших действиях. Соберите ладони в пригоршню и держите их перед лицом. Сделайте глубокий вдох и по мере того, как вы выдыхаете, разводите ладони в стороны, имитируя раздувающийся шарик. Когда шарик надут, глубоко вдохните и медленно выдыхайте, сводя ладони вместе – вы спускаете шарик. Повторите это упражнение 5 раз.

Физические упражнения

Упражнения используют возможности тела, чтобы ощутить спокойствие. Оно достигается путем напряжения и расслабления мышц.

  • Клейкие руки – сделайте вид, что ладони у вас намазаны клеем, и крепко вдавите их друг в друга на 20 секунд. Пусть ребенок повторяет за вами, считайте секунды вслух вместе с ребенком. Теперь скажите ребенку медленно развести ладони и сказать, чувствует ли он, что они действительно стали «клейкими». Повторите эту игру 2-3 раза.
  • Потягивания – попросите ребенка потянуться. Это можно сделать по-разному: попытаться достать кончиками пальцев до пальцев ног или же стать на цыпочки и вытянуть руки вверх над головой. Другой вариант этого упражнения – прилягте, и пусть ребенок лежа изображает буку «Х» (вытягивает руки и ноги по сторонам) или «Т» (держит ноги прямыми, а руки вытягивает перпендикулярно телу). Между потягиваниями стоит избегать резких движений. Придумывайте также и собственные упражнения на потягивания.
  • Напряжение и расслабление – попросите ребенка свести ладони в кулаки и прижать плечи к ушам. Сосчитайте до пяти, затем расслабьтесь. Повторите это упражнение пять раз. Используйте мячики-эспандеры, чтобы сделать упражнение немного сложнее.
  • Йога – есть много учебников и сайтов, где описываются позиции йоги, которые доступны детям. Используя картинки и видео, показывая собственный пример, добивайтесь, чтобы дети занимали определенную позицию. Вот несколько примеров:
    • Лист – сядьте с прямой спиной, сведите вместе подошвы ног и положите руки на лодыжки. Медленно скруглите спину и снова вернитесь в прямую позицию. Повторите это упражнение несколько раз.
    • Цветок – сядьте с прямой спиной, сведите вместе подошвы ног, положите руки на лодыжки. Медленно прижмите колени к полу и верните их на место, повторите это движение от десяти до двадцати раз.
    • Морская звезда – лягте на спину, вытяните руки и ноги, но не напрягайте их. Поднимите одну руку к потолку и опустите. Теперь поднимите одну ногу и опустите. Поднимайте и опускайте ноги и руки по очереди. Можно усложнить это упражнение, одновременно понимая левую руку и правую ногу, а затем правую руку и левую ногу.
Читайте также  Как бороться с чувством вины за аутизм у ребенка

Как успокаивать ребёнка и научить его успокаиваться самостоятельно

Сенсорная игра

Сенсорная игра оказывает успокаивающее действие путем фокусирования внимания ребенка на одном ощущении (часто, прикосновения) и «блокировании» всех других. Вам должны быть доступны такие материалы, как пластилин, песок и вода. Другие виды сенсорных игр включают в себя:

  • Сенсорная коробка – соберите вместе такие разные материалы для ощупывания как фетр, кожа, гладкий камень, мех, перо и другие. Поместите их в коробку, и пусть ребенок на ощупь определяет, что в ней.
  • Слушаем музыку – пусть ребенок слушает расслабляющую музыку в наушниках или играет на тихом музыкальном инструменте – например, щетках, ксилофоне, дудочке.
  • Визуальный канал – в полутемной комнате, под столом или за загородкой доставайте из коробки флуоресцентные наклейки или светящиеся игрушки, включайте фонарик, играя лучом света.

Упражнения на воображение и творчество

Если у вашего ребенка будут хорошо получаться упражнения на творчество и воображение, ему будет легче осознавать стрессовые ситуации и работать над путями выхода из них.

  • Социальные истории – описывают распространённую в жизни ситуацию и показывают, как успешно с ней справляться. Это эффективное средство для обучения, поскольку в качестве главных героев могут фигурировать дети или группа детей.
  • Книжки с картинками – отражают возникающие при общении ситуации и могут быть использованы, чтобы пояснить, как вести диалог, понимать эмоции другого человека, что такое эмпатия (сочувствие). Ребенок ассоциирует себя с героями таких книжек, которые переживают различные коллизии, и на их примере учится приемлемому в обществе поведению (в частности, контролю над эмоциями). Такие истории надо подбирать или адаптировать исходя из возраста и уровня развития ребенка.
  • Ролевые игры – дают ребенку возможность оказаться внутри ситуации, изучить и узнать ее через игру. Для них можно использовать кукол, костюмы зверей, игрушки. Опыт ролевых игр – это личный опыт, поэтому они крайне эффективны для обучения – в том числе и тому, как успокаиваться в стрессовых обстоятельствах.
  • Мозговой штурм или поиск решения проблем – перед группой детей ставится задача, и дети под руководством взрослого пытаются найти пути ее решения. Дети могут предлагать любые идеи, которые записываются и затем обсуждаются. Эта техника, помимо прочего, помогает интеграции детей в коллектив и установлению дружеских отношений. Задача взрослого – создать благоприятную и бесконфликтную атмосферу с упором на необходимость терпеливо выслушивать предложения других. Такие упражнения эффективны для детей постарше.
Читайте также  Депрессия и подавленное состояние у подростков с расстройством аутичного спектра

Как успокаивать ребёнка и научить его успокаиваться самостоятельно

Обсуждение достоинств

Обсуждение достоинств помогает повысить  самооценку ребенка и как следствие его способность справляться со стрессом. Приводим примеры игр для группы детей, которые помогают им лучше понимать свои умения и сильные стороны. Эти игры можно адаптировать и для дома.

  • Цветок умений раздайте каждому ребенку в группе бумажные лепестки. Центр цветка – бумажный круг со словами «Я умею» – остается на столе. Каждый ребенок должен сказать, что он умеет, написать это на лепестке и добавить лепесток к цветку. Взрослый задает тему занятия – например, «Я умею помогать взрослым по дому так-то и так-то» или «Я умею интересно играть с друзьями». Эта игра помогает детям узнать больше о незнакомых им навыках.
  • Копилка умений – крупная цель разбивается на много маленьких. Название большой цели пишется на коробке, когда ребенок успешно овладевает одним из навыков на пути к достижению крупной цели, он добавляет в коробку карточку с названием навыка. Это помогает ребенку видеть свой прогресс и убеждает его, что поставленная задача проще, чем может показаться на первый взгляд.

Советы для самых маленьких детей

Очень маленьким детям важно иметь рядом взрослого, который умел бы быстро и мягко реагировать на их негативные эмоциональные проявления. Кроме того, им важно спокойное окружение. Вот несколько советов, как успокоит маленького ребенка:

  • Движение – качание, ходьба, танцы и покачивания помогают ребенку наладить дыхание с большей регулярностью.
  • Музыка – тихая, спокойная музыка на диске или нежная песня в исполнении взрослого помогают детям расслабиться.
  • Изменение положения тела – то, как вы держите или несете ребенка имеет значение для его успокоения. Меняйте положение его тела и наблюдайте за реакцией.
  • Уменьшение интенсивности раздражителей – притушите свет и приглушите звук в комнате.

Источник: http://connectability.ca/2010/09/23/calming-strategies-to-use-with-children/

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Все права защищены и принадлежат АККП © 2022

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта CorHelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.