Как обучать ребенка с РАС сосредоточенному вниманию

Многие дети с трудом сосредотачивают внимание на одном виде деятельности. Для детей с РАС подобная задача может стать тем более серьёзной проблемой. И здесь на помощь приходит игра – как идеальный безболезненный способ развития навыка сосредоточенного внимания.

Как обучать ребенка с РАС сосредоточенному вниманию

Что происходит, когда мы сосредотачиваем внимание

Когда мы сосредотачиваем внимание на чём-то одном, мы автоматически помещаем всё остальное вне зоны внимания. Например, желая услышать слова конкретного человека, мы перестаём обращать внимание на другие звуковые раздражители – речь прочих присутствующих или музыку в помещении.

Процесс сосредоточения внимания обусловлен работой конкретных структур мозга. Чтобы эффективно сосредотачиваться, мы должны быть в отчётливом напряжении, которое делает возможным сортировку внешней и внутренней информации.

Будучи сосредоточенным, мы отсортировываем и выводим из зоны внимания ненужные данные, и при этом чутко вылавливаем ту информацию, которая относится к предмету нашего внимания.

Умение сосредоточиться – один из ключевых факторов успеха при любом обучении.

Например, школьник должен уметь сосредоточиться на словах учителя, чтобы правильно понимать задания или подсказки при его выполнении. Он так же должен уметь внимательно прочесть задачу в учебнике, чтобы выделить все исходные данные для наилучшего решения.

Трудности с умением сосредотачиваться у детей с РАС

Следует отметить, что особенностью всех детей является меньшая способность к концентрации внимания. В среднем дети гораздо сильнее, чем взрослые, отвлекаются от задачи в ответ на многие внешние и внутренние раздражители – звуки с игровой площадки, яркие огни или вспышки света, голод и любое событие, которое ребёнок воспринимает более увлекательным, чем то действие, которым занят. Также дети гораздо быстрее теряют интерес и начинают скучать.

Детям с РАС сложнее всего сосредоточиться на вещах, которые им неинтересны. Чаще всего это деятельность, где необходимо разделённое внимание, например,  чтение вслух взрослым, собирание пазлов и даже переход проезжей части за руку.

Однако ребёнок с РАС прекрасно сосредотачивается на том, что любит или хочет в данный момент. Поэтому мы часто наблюдаем детей с аутизмом, которые способны часами вглядываться в поезда, машины или картины.

Наибольшая сложность для большинства родителей – добиться сосредоточения от ребёнка с РАС на малоинтересном ему предмете, и особенно трудно это сделать тогда, когда ребёнок плохо устанавливает глазной контакт.

Тем более, что РАС у детей часто сочетается с синдромом дефицита внимания или признаками гиперактивности (СДВГ).

В чем главная неприятность неумения концентрироваться

Главная неприятность заключается в том, что при неумении концентрироваться легко развивается проблемное поведение. Цепочка событий обычно такая:

  • Ребёнок не может сконцентрироваться;
  • Родители нервничают и гневаются, думая, что многократно повторенные, но не внедрённые инструкции – это намеренное непослушание;
  • Родители проявляют своё недовольство в грубых формах;
  • Ребёнок обижается и устраивает истерику.
Читайте также  Три простых секрета как разговорить невербального ребёнка с РАС

Как обучать ребёнка с РАС сосредоточенному вниманию

Как обучать ребенка с РАС сосредоточенному вниманию

Дети с РАС способны к обучению в умении концентрировать внимание, и здесь их успехи прямо пропорциональны количеству практики.

Первый шаг = установление глазного контакта

Именно так мы обучаем ребёнка с РАС умению уделять внимание не только интересной ему игрушке или деятельности, но и любому человеку.

Как устанавливать глазной контакт с помощью интересной ребёнку игрушки?

Обращайтесь к ребёнку по имени, положив в пределах его взгляда любимую игрушку. Затем двигайте игрушку, остановив её напротив своих глаз. Со временем ребёнок начнёт смотреть вам в лицо, когда вы будете звать его по имени. Такой способ требует терпения, поэтому вам заранее следует настроиться на маленькие победы.

Развитие умения концентрировать внимание с помощью игры

Игра – один из самых эффективных способов для развития умение концентрировать внимание у детей с РАС. Есть несколько простых вариантов, которые доступны всем родителям:

1. Участие ещё одного человека в известной игре

Имеет смысл начинать с изменений внутри тех видов деятельности, которые любит ваш ребёнок. Например, если ребёнок любит игры с мячом, можно подключать к игре других людей — по одному за раз. Перекатывание и бросание мяча друг другу поддерживает концентрацию внимания, развивает совместное внимание, улучшает навыки социального поведения и знакомит с коллективным удовольствием. При этом перед совместной игрой с мячом следует удалить все другие раздражители – выключить телевизор и радио, компьютер и телефон.

2. Краткие игры с чёткой целью

Например, сборка шнуровки в виде ожерелья на одну веревочку. Одну бусину надевает взрослый, вторую – ребёнок, и так до конца игры с чётким количеством бусин. Такая игра быстро закончится, и у вас появится закономерная возможность похвалить и поощрить ребёнка. В будущем это могут быть тонкие нити бисера, которые для завершения игры необходимо собрать на скорость и соединить в одно ожерелье.

Секреты успеха

Некоторые родители отмечают, что промежутки сосредоточенности увеличиваются тогда, когда они добиваются долгого глазного контакта перед игрой – когда ребёнок слушает инструкции.

Как обучать ребенка с РАС сосредоточенному вниманию

Как правильно инструктировать ребёнка с РАС по поводу игры:

  • Постарайтесь уложиться в минимум простых слов. Например, вы должны сказать «Подбери пару» / «Найди такой же предмет» / «Дай такой же», но не распространяться с долгим пояснением наподобие: «Я хочу, чтобы ты нашёл ещё один предмет похожей формы»
  • Постоянно повторяйте ключевые команды и глаголы, чтобы ребёнок мог быстро перемещать фокус внимания внутри игры. Например, «Толкай мяч», «Дай папе мяч», «Бросай бабушке мяч», «Лови мяч», «Вытяни руки и лови мяч»
  • Если ваш ребёнок произносит слово, подхватывайте его и возвращайте. Это лучшее подтверждение полного объединения вас обоих в игре и знак совместного внимания к одному предмету и процессу.
  • Комментируйте процесс игры и кратко предлагайте варианты следующих действий. Такая поддержка вдохновляет ребёнка на продолжение игры.
Читайте также  Структурированная игра для развития простых навыков у ребёнка с РАС

Моделирование и метод «рука-в-руке»

Чтобы помочь ребёнку концентрировать внимание на задаче, вы можете использовать классические приёмы – моделирование и совместное проделывание действий рука-в-руке. Например, сначала вы сами нанизываете одну бусину на шнурок, а затем со второй бусиной вы делаете всё то же самое руками ребёнка, которые заключили в свои. При этом напоминаете ему: «Смотри, что ты делаешь!».

(!) Предупреждайте о переходах между активностями

Когда вам нужно перейти от одной игровой активности к другой, предупреждайте ребёнка об этом. Детям с РАС обязательно нужна смена деятельности! Хорошим подспорьем в этом процессе могут стать визуальные расписания с картинками для каждого вида игр, используемых в текущий период.

(!) Избегайте бесконечности и бесцельности

Имеет смысл избегать тех видов игры, которые кажутся бесконечными и не имеют чёткой цели. Например, лепка из пластилина без шаблона. Заменить её следует либо временным ограничением («Катаем колбаски и шарики 10 минут» — если ребёнок понимает часы), либо чётким шаблоном для результата  такой активности. К чему мы стремимся, когда катаем колбаски из пластилина? К тому, чтобы сделать кудри на картине с клоуном. «Смотри, должен получится клоун с волосами, а у нас пока что волос нет».

Если ребёнок уже понимает условные конструкции для последовательности действий (если мы сделаем то-то и то-то, то будет это), вы должны чётко описывать последовательность запланированных игр. Например, «Сначала – складываешь пазл, затем – пускаем мыльные пузыри».

Если ребёнок пока что не понимает условные конструкции для последовательности действий, выбирайте его любимые игры и ставьте их в пару. При этом игру с обучающим уклоном поставьте первой, а любимую развлекательную – второй. Тогда ребёнок не будет сильно расстроен, когда вы предложите переключиться с первой игры на вторую. И обязательно хвалите ребёнка за полностью выполненное задание. Например, «Молодец! Ты разложил фигурки животных по карточкам! А теперь — слушать музыку!».

Перевод с дополнениями
Источник

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Напишите нам

Напишите нам, и мы постараемся ответить в течение 24 часов.

Sending

Все права защищены и принадлежат АККП ©2017

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта corhelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.

Сделано в iMindStudio.com

Авторизация

Забыли пароль?

Forgot your details?