12 способов подготовки ребенка с РАС к обучению счету

12 способов подготовки ребенка с РАС к обучению счету

Задолго до того, как ребенок выучивает цифры и азы математики, он знакомится с самыми первыми понятиями противоположности и сравнения:

  • Больше — меньше
  • Мало — много
  • Большой — средний — маленький
  • Один — несколько — много
  • Еще один
  • Тяжелый — Легкий

Обычно дети осознают эти понятия естественным путем – из окружающей обстановки и непринужденной речи родителей.

Такая легкость подготовительного познания может не состояться в случае ребенка с аутизмом. Однако родители и даже педагоги нередко забывают о подготовительном этапе, сразу приступая к карточкам с цифрами, порядковому счету и соотнесению цифр с количеством на книжном материале.

Подобная ошибка может привести к нескольким неудачным сценариям, например:

  • Ребенок начнет буксовать на стадии прямой последовательности (когда ему понятен только изученный числовой ряд без соотнесения с количеством, в строго заученном формате 1-5, 1-10 и т.п. вплоть до 40 и более)
  • Ребенок может упорно пропускать определенные числа и не соотносить цифры с количеством
  • Ребенок может надолго остановиться на стадии прямого счет — без обратного и прочих вариаций

Как избежать таких тупиков в интеллектуальном развитии ребенка с РАС? Движению без заминок способствует целенаправленное подготовительное изучение противоположностей и сравнения, которые в норме незаметно считываются малышом «из жизни вокруг» уже с 1-1,5 лет.

Даже если вашему ребенку 2-4 года, и он каким-то «чудесным образом» узнает (показывает или называет) написанные цифры, проверьте сначала, понимает ли он все концепции, перечисленные в начале статьи. Только после их крепкого усвоения ребенок сможет без огрехов изучать простейшую математику, вооружившись цифрами.

Ниже мы перечисляем 11 простых способов подготовить ребенка с РАС к обучению счету:

  1. Учите ребенка концепции «больше — меньше». Например, на первом занятии вам помогут мячи разных размеров. Покажите мелкий теннисный мячик, который вы легко спрячете всего лишь в одном кулаке. Затем покажите, что средний мяч спрятать в одной ладони не получается. Заканчивайте демонстрацию большим мячом для занятий фитнесом, который нужно держать двумя руками. Акцентируйте внимание, что он огромный – обнимите его, полежите на нем сами или покатайте ребенка.
  2. Еще один вариант наглядного изучения «больше — меньше»: используйте пластилин или тесто для лепки. Большая куча и совсем маленький кусочек. Из первой скатайте тяжелый шарик, а вторую прижмите пальчиком в точечную лепешку. Когда материала больше — получается что-то весомое, большое. Когда меньше — почти незаметное.
  3. Соотнесите «большой» и «маленький», объединив их: оторвите от большого куска теста для лепки несколько мелких кусочков и сделайте точечные лепешечки. Так из одной большой кучки получается много предметов поменьше. Для детей, которые знакомы с лепкой, слепите большую пиццу из внушительной горки пластилина, а украшайте ее одинаковыми мелкими кружочками.
  4. Подключите яркие сенсорные ощущения и прятки. Для этого понадобится песок. Насыпьте совсем немножко в большую пластиковую миску и попытайтесь спрятать ножки малыша. Не получается…. А теперь добавляйте порциями все больше песка и проследите, как в итоге он покроет всю стопу ученика.
  5. Вовлекайте ребенка в игры с водой. Вам нужны пустая ванна и небьющаяся посуда разного объема – чашки, кувшин, миски. Устраивайте водопад, выливая воду в ванну. «Кто сделает самый большой водопад?» — придется выбрать самую объемную емкость. От кофейной чашки – совсем  мало всплесков. От салатной миски – много! Попутно ребенок ощущает вес – от маленького до весьма ощутимого. Также он работает руками, лучше чувствует тело и запоминает насущные глаголы – поднять, нести, держать, наливать, выливать.
  6. Ребенка постарше можно привлечь к целевой игре на равновесие и проприоцепцию. Кухонная миска — на голову. Заполняйте миску фасолью. Одна горстка – легко. Другая, еще одна, еще одна… Чем больше фасоли в миске, тем тяжелее удерживать ее на голове при ходьбе.
  7. Сортировка разных больших и маленьких предметов. Большая миска и мелкий контейнер, две надписи изучаемых прилагательных и 20+ предметов с отчетливой разницей в размере. Положите рядом малышовые кубики, крупные фигурки животных, столовые ложки, крупные машинки и каштаны, орехи, героев Лего, колечки и магнитики. Воспользуйтесь разными категориями игрушек и домашней утвари, с которыми уже знаком ваш ребенок.
  8. Куча малав постели. Лягте с малышом под махровую простыню. Затем добавьте еще одну. После одеяло, и еще одно. Привлекайте внимание ребенка к нарастанию тяжести, теплоты и акцентируйте процесс добавления предметов, которые постепенно делают из маленького явления — большое = из легкого — тяжелое.
  9. Карточки «один — много». Один из самых распространенных вариантов, которые легко полюбить многим детям с РАС в силу развитости визуального канала восприятия. Для малышей подберите фотографии предметов, для дошколят постарше подойдут и рисованные картинки.
  10. Карточки «большой — средний — маленький». Начните с полностью одинаковых, хорошо известных или очень любимых предметов ребенка. Например, напечатайте в трех размерах машину, фигурку динозавра, юлу, тарелку, ложку, чашку. Усвоив понятия на фотографиях, можно расширить ассортимент предметов и переходить к реалистичным рисованным изображениям.
  11. Разнообразьте обучение на максимально похожих предметах, используя столовые приборы и кухонную утварь. Столовая ложка (большая) — десертная ложка (средняя) — чайная ложечка (маленькая). Также к вашим услугам наборы кастрюль и сковородок и тарелки трех размеров из одного сервиза.
  12. Важный нюанс ко всем вариантам обучения: сначала вводите противоположности, и только освоив их, подключайте понятие «средний». Акцентируйте на его соотношении с крайними: он больше маленького, он меньше большого.

Развивая малыша с РАС, помните, ваша цель — обобщенное знание, когда ребенок сможет выполнить задание на любом дидактическом материале.

Поэтому не упускайте возможности для игры в разных обстоятельствах и учебу с новыми пособиями, карточками, объектами.

Читайте также  Игры для развития детей с расстройствами аутичного спектра

Желаем неуклонных успехов в обобщении полученных знаний! В завершении добавим несколько универсальных примеров «Учимся на ходу!» для вдохновения:

  • Машина на улице — очень большая, а у тебя в руках — маленькая
  • В кастрюле много супа, а у тебя в тарелке – мало
  • Папин носок большой, а твой носочек маленький
  • Твоя ручка маленькая, мамина средняя, а папина большая
  • Подушки: вот какая большая подушка! Ты лежишь на ней на полу, как на кровати. А на диване — маленькая подушка, только твоя голова помещается.

Живу на берегу Чёрного моря, в солнечной Одессе, знаменитой благодаря искромётному юмору и многонациональному колориту. Широкий кругозор, хорошее образование, знание английского языка и быстрая обучаемость помогают относиться к трудным задачам жизни с интересом и оптимизмом. Сложности в развитии детей воспринимаю как идеальный мотиватор для родителей, чтобы стать лучше, знать больше, освободиться от лишней суеты и ещё эффективнее заниматься главным. А главное – это те, кого мы любим.

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Все права защищены и принадлежат АККП © 2022

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта CorHelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.