Ребёнок со стойкими предпочтениями в еде: что это значит и как с этим работать

В определенный момент своего развития дети часто четко дают понять, что из еды они любят, а что – нет. Однако, есть и такие малыши, которые сопротивляются попыткам накормить их многими видами пищи и приобретают то, что называется «выраженными пищевыми предпочтениями» (ВПП).

Ребёнок со стойкими предпочтениями в еде: что это значит и как с этим работать

Наша статья посвящена этой проблеме: мы расскажем, как распознать ребенка с ВПП, какие могут быть причины у такого поведения, и предложим вам возможные методы решения это проблем.

Что характерно для детей с ВПП:

  • Они едят не более пятнадцати видов еды. Часто весь их рацион сводится к двум или трем вида пищи: например, хот догам, йогурту и куриным бедрам.
  • Они едят пищу, принадлежащую к узкому диапазону пищевых групп: от одной до трех.
  • Они становятся беспокойными (и могут закатить истерику), когда им предлагают новый вид еды.
  • Они очень долго едят одну и ту же еду приготовленную одними и тем же способом
  • У них могут быть задержки в развитии и/или такие диагнозы как расстройство аутичного спектра, церебральный паралич или мышечная дистрофия.

Факторы, которые могут быть причиной или повлиять на возникновение проблем с пищевым разнообразием:

  1. Плохие орально-моторные навыки. Детям может быть тяжело жевать, кусать, глотать и т.д. Это может привести к
    • слюнотечению
    • сопротивлению к попыткам предложить еду новой консистенции и твердости
    • пищевым предпочтениям
    • проблемам с перевариванием пищи

Если у вашего ребенка плохие орально-моторные навыки, важно своевременно обратиться за компетентной медицинской помощью, перед тем как использовать новые подходы к кормлению.

2. Факторы среды и поведенческие причины:

    • боязнь новой еды
    • отсутствие организации при приеме пищи – еда в разное время и в разных местах, отвлечения во время еды
    • культурные особенности семьи и убеждения родителей (например, ребенок, которого наказывают за то, что он не ест; ребенок, которому запрещают трогать еду руками; ребенок, который не ест сам до позднего дошкольного возраста)
    •  проблемы с развитием (например, нехватка средств коммуникации, чтобы сообщить о плохих орально-моторных навыках; задержка умственного развития; ритуальность в поведении, связанная с РАС)

3. Сенсорные и моторные факторы

    • проблемы сенсорного восприятия – мозгу сложно обрабатывать сенсорную информацию, которая получается из различных частей тела и/или окружения.

Ребёнок со стойкими предпочтениями в еде: что это значит и как с этим работать

Как вы можете помочь ребенку развить здоровые привычки в еде

Перечислим методы, которые могут помочь вам и вашему ребенку с ВПП расширить круг пищевых предпочтений. Важно помнить, что в этой сфере не приходится ждать мгновенных результатов, и что вам нужно будет из раза в раз проявлять настойчивость и терпение.

Читайте также  Самоагрессия при аутизме: что за ней стоит и как ее лечить

1. Узнайте больше о ребенке: его пищевых привычках, общем состоянии и истории  здоровья, аллергиях и поставленных диагнозах. Разработайте стратегию поведения, важно, чтобы все люди, которые занимаются с ребенком, ее придерживались. Исходя из достигнутых или не достигнутых задач, пересматривайте стратегию и поставленные цели. Проконсультируйтесь со специалистом-диетологом и психологом. Если проблема состоит в плохих оральных навыках и/или сенсорной сфере, важно найти способы решения этих проблем.

2. Прием пищи должен происходить по расписанию и в одинаковых условиях. Если вам предстоит смена места приема пищи (например, во время поездки), заранее подготовьте к этому ребенка. Опишите ему, где и почему он будет есть в новых для себя условиях, расскажите ему, что такое «пикник», или подготовьте социальную историю, связанную с вашей поездкой.

3. Удостоверьтесь, что ребенок понимает ваши ожидания от него во время приема пищи, и что эти ожидания соответствуют уровню его развития:

  • У приема пищи должны быть правила
  • Этим правилам нужно всегда следовать
  • Будьте для ребенка примером и учите его общепринятому поведению за столом и навыкам самообслуживания
  • Вознаграждайте ребенка за то, что он пробует новую еду

4. Выбор пищи

  • Подготовьте перечень всех видов еды, которую ребенок ест сейчас и ел раньше. Отдельно перепишите те виды еды из основных пищевых групп, которые он отказывается есть. Это поможет вам лучше понять, что нового вы должны предложить ребенку и чего не хватает в его диете
  • Новые виды еды предлагайте по одной за один раз и каждый день в одно и то же время
  • В рацион ребенка должна входит пища из всех пищевых групп
  • Обдумайте, какими характеристиками обладает еда, которую есть ребенок (вкус, запах, цвет, консистенция)
  • Готовьте ребенку такую еду, которая обладает хорошим вкусом и полезна для здоровья (например, фруктовые коктейли)
  • Предлагайте ребенку выбор из двух или трех вариантов полезной еды
  • Во время еды предлагайте ребенку как минимум одно его любимое блюдо, но немного меняйте внешний вид пищи.
  • Во время походов на рынок или в супермаркет позволяйте ребенку самому выбирать здоровую новую еду.
  •  Обсуждайте с ребенком, что он хотел бы видеть на столе сегодня, пусть одно блюдо всегда будет по его выбору
  • Готовьте еду вместе с детьми, если у вас есть такая возможность.
Читайте также  Как использовать визуальную поддержку для коммуникации с ребёнком с РАС

Ребёнок со стойкими предпочтениями в еде: что это значит и как с этим работать

5. Если вы предлагаете новую еду, всегда начинайте с небольших порций на отдельной тарелке. Ваша изначальная цель – приучить ребенка к виду новой еды, чтобы его поведение и отношение к ней не было экстремальным. Ставьте тарелку с новой едой поближе к ребенку, затем, когда он отнесётся к ней нормально, насыпайте эту еду прямо в его тарелку. Следите за реакцией ребенка, оценивайте её и вознаграждайте его за правильное поведение.

6. Используйте визуальные средства – поместите на доску картинку с той едой, которую ребенок должен съесть вначале, и с той, которую он получит после первого блюда. Это поможет ребенку лучше понимать, что его ждет за столом. Пусть новая еда будет подаваться вначале, а любимая привычная – на второе. Ребенок должен съесть хотя бы одну-две ложки новой еды, прежде чем сможет перейти к привычной пище. Этот прием лучше использовать, когда общее отношение ребенка к новой еде сменилось на более благосклонное.

Ребёнок со стойкими предпочтениями в еде: что это значит и как с этим работать

7. Позволяйте ребенку долго смотреть на новую еду, принюхиваться и прикасаться к ней. При этом не требуйте от него, чтобы он сразу же ел эту пищу. Ребенок сможет привыкнуть к еде и сделать ее частью игры. Вот в какие игры можно играть с новой едой, чтобы ребенок не чувствовал к ней антипатии:

  • Сенсорный мешок с двумя или четырьмя новыми видами еды
  • Игра «горячая картошка» с двумя или четырьмя новыми видами пищи
  • Игра «угадай по запаху»
  • Самостоятельное выращивание фруктов и овощей в саду
  • Использование сухой пищи для рисования, сортировки, подсчета

Ребенок с выраженными пищевыми предпочтениями – это всегда испытание. Не отчаивайтесь, если у вас не сразу все будет получаться. Не сдавайтесь, проявляйте терпение и выдержку. Желаем вам удачи!

Источник: http://connectability.ca/2010/09/23/children-with-food-preferences/

0 комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Все права защищены и принадлежат АККП © 2022

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта CorHelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.