Избирательность в еде в том или ином виде присуща не только детям с РАС, но и их нейротипичным сверстникам. По некоторым оценкам, к таким «привередам» можно отнести каждого пятого малыша.
Дети с нарушениями в развитии часто имеют проблемы в сенсорной сфере, из-за чего некоторые виды текстур или запахов им неприятны и даже непереносимы. Кроме того, у них могут быть проблемы с глотанием или жеванием.
Привередливые дети могут есть много, но их рацион, как правило, состоит из узкого круга блюд. Также могут иметь значение условия, при которых принимается пища. Иногда процесс еды – это особый ритуал, в котором недопустимы изменения. Например, один вид пищи не может касаться другого, а некоторые блюда могут сервироваться только в особых тарелках. Эти признаки, однозначно говорят о психологическом характере такого расстройства.
Диета многих «приверед» часто состоит из жаренной, крахмалистой, сладкой и соленой пищи.
Что можно сделать, чтобы помочь «привереде»?
Нужно понять, что суть проблемы состоит в страхе перед новыми блюдами и новыми вкусами. Нужно помочь таким детям стать более гибкими. Вот несколько ключевых идей:
- Не давите. Если и есть «золотое правило» для приема пищи, оно гласит: «Семья должна есть за общим столом». При застолье следует избегать стычек и размолвок, лучше убедиться, что:
- У ребенка достаточно шансов, чтобы съесть что-то
- Еда и питье происходят за столом
- Порция достаточна, чтобы ребенок наелся
- Есть достаточно возможностей, чтобы ребенок привык к запаху и присутствию новых видов еды.
- Ребенок должен есть, потому, что он голоден, а не вследствие вашего давления. Ему должно нравиться есть за столом, и вся его еда должна съедаться именно за столом. Не следует увлекаться подкупом ребенка, чтобы он съел еще кусочек – это часто ведет к перееданию.
- По мере развития событий, вы должны добиться того, чтобы ребенок по меньшей мере терпел присутствие новой еды у себя на тарелке
- Садитесь за стол по пять раз в день, чтобы у малыша было достаточно возможностей наесться. Не допускайте «перекусов» не за столом!
- Делайте ставку на время, повторение одних и тех же ситуаций и постепенное привыкание к новому.
- Вводите только один вид новой пищи и старайтесь, чтобы она походила на то, что ребенок уже соглашается есть.
- Пусть голод делает свое дело. Три больших приема пищи и два малых, все за большим столом, регулярное время застолий – это ритуал, которого вам нужно добиться. Нужно избегать подношения ребенку еды, как только он ее хочет – для питания есть свои определенные правила. (Если пяти приемов вам не хватает – добавьте шестой).
- Предлагайте и любимую, и нелюбимую еду. Избегайте готовить только то, что любит ребенок – его влияние на семью должно быть ограничено (но не полностью исключено).
- На каждое застолье должно выделяться конечное время – от десяти до двадцати пяти (или тридцати) минут. Когда время вышло, вы просто забираете тарелку с недоеденной пищей – но не выхватывайте изо рта. Если ребенок начал есть, дайте ему закончить. Уважайте ребенка, но не позволяйте ему играть с вами в игры.
- Нужно избегать угроз в сторону ребенка, подхалимажа или излишнего любезничания с ним, чтения ему отповедей или прививания чувства вины. Также избегайте обсуждения его пищевых привычек за столом – и, насколько это возможно, также и вне стола. Еда не должна возводиться в чрезвычайное событие.
- За столом не ведутся неприятные беседы. Напротив, там должно быть безопасно и приятно находиться. Если ребенок говорит, что не будет есть то, что вы ему дали – отвечайте «Не нужно». Если он просит чего-либо другого, скажите «Нет» или «Нужно ждать до следующей еды». Если ребенок закатывает сцену – выводите его из-за стола и решайте вопрос в другом месте.
- Предлагайте новые блюда по одному за раз, но постоянно повторяйте свое предложение. Кладите на тарелку большее количество любимой еды и немного – непривычной. Кладите непривычную еду, не спрашивая об этом разрешения. Если еду не съели – не комментируйте это, просто заберите тарелку. Можно повторить эту процедуру от десяти до двадцати раз перед тем, как переходить к новому виду пищи. Чем больше повторений – тем больше шансов на успех.
- Важно дать голоду сделать свое дело и поощрить ребенка к тому, чтобы он попробовал новое блюдо. Не меняйте слишком сильно состав блюд на следующем приеме пищи лишь потому, что ребенок плохо поел в прошлый раз. Дайте ему проголодаться и помните: вы помогаете своему малышу приобрести полезную привычку, которая поможет ему в дальнейшей жизни.
Несколько советов:
- Иногда лучше всего разрешить ребенку использовать свою собственную вилку и тарелку. Это позволит вам лучше оценивать размер порций.
- За пятнадцать минут до приема пищи поиграйте с ребенком в игры, разогревающие зону рта и повышающие ее чувствительность – выдувание пузырей, игра на дудке.
- Выбирайте еду, похожую по текстуре на те блюда, которые уже привычны для вашего малыша.
Заметим, что если только речь не идет о некоторых, очень редких психиатрических состояниях, дети не любят морить самих себя голодом. Однако многие родители испытывают стресс и тревогу, когда их дети не едят. Даже когда папам или мамам известно, что разрешать перекусы нельзя, и что это саботирует программу здорового питания, они все равно уступают своим страхам и психологическому давлению ребенка. В этой связи родителям может понадобиться поддержка со стороны педиатра или диетолога.
Источник: http://www.autismparentingmagazine.com/how-to-help-your-asd-child-overcome-picky-eating-now/