От непоседливости – к лучшей концентрации

Из этой статьи вы узнаете о проверенных приспособлениях для гармонизации сенсорной сферы, которые хорошо помогают детям с РАС и СДВГ удерживать концентрацию внимания на учебных занятиях. Для большинства девайсов мы предложим варианты бюджетных аналогов.

Отметим также ценность некоторых изделий для нейротипичных детей с недостатком внимания и даже для взрослых, в планы которых входит максимально продуктивная работа в офисе и крепкое здоровье.

Во время учебы дети часто испытывают проблемы с концентрацией:

  • Вертлявость и ерзание на месте
  • Качание на стуле
  • Желание опереться на соседа по парте
  • Взгляды в окно
  • Рисование каракуль
  • Постукивание пальцами и ручкой по столу…

Все эти варианты поведения многие педагоги и родители принимают за патологическую невнимательность.

Хотя это может показаться неожиданным и противоречащим здравому смыслу, но такие сигналы чаще говорят о попытке сохранить концентрацию, а не о желании  отключиться от урока.

Последние исследования показали, что деятельность, которая связана с включением дополнительных органов чувств, помогает детям с РАС и СДВГ добиться большей концентрации на том, чем они сейчас заняты.

Дефицит внимания нарастает по двум основным причинам:

  • С ростом продолжительности задания
  • Из-за его монотонности и предсказуемости

Простыми словами, внимание переключается, когда становится скучно.

Обратим свой взгляд в сторону взрослых. Чтобы подкрепить концентрацию на работе взрослые люди делают многие вещи, активно подстегивающие разные сенсорные системы:

  • Жуют жвачку или крекеры
  • Пьют чай или газировку
  • Отбивают ритм подошвой
  • Грызут ногти или колпачок ручки
  • Постоянно поправляют волосы
  • Двигают кончиком языка
  • Постукивают по столу пальцами

Это происходит потому, что большому числу людей выполнение сразу двух задач помогает мозгу не терять контакта с главной из них.

Так и у детей с РАС и СДВГ сенсорное восприятие может быть особенно затрудненным, когда им приходится иметь дело сразу с несколькими объектами, из которых надо выделить один главный.

Дополнительная целенаправленная самостоятельно контролируемая нагрузка на недогруженные или перегруженные сенсорные системы помогает детям убрать из поля внимания отвлекающий шум, видимость каких-то предметов и другие фоновые раздражители.

Когда дети ерзают, облокачиваются на мебель или других людей, гудят или издают неречевые звуки, делают движения руками, им проще понять, что сейчас происходит вокруг них. И это позволяет мышлению сфокусироваться на учебной задаче.

Вместо того, чтобы принуждать ребенка к неподвижности, взгляду в одну сторону или на определенного человека, лучше спросить себя: Как можно догрузить сенсорику особого малыша так, чтобы он стал проявлять больше внимания?

Читайте также  Что делать, если школьник с особыми потребностями не хочет выполнять домашнее задание

Спросите совета у самого ребенка, изучите его поведение и постарайтесь определить, какой из перечисленных ниже приемов будет максимально эффективным.

Используйте выдумку и не бойтесь экспериментировать с собственными оригинальными идеями. Не отчаивайтесь от стоимости игрушек и девайсов для особых детей!

Бюджетные замены легко найдутся практически для большинства из нижеперечисленных снарядов.

Итак, перечень возможных средств и методов для усиления концентрации внимания:

  • Использовать небольшой предмет, чтобы занять руки — гладкий или шипованный мяч, который можно сжимать, рельефную игрушку или кусочек комфортной ребенку ткани. Также могут пригодиться резиновые эспандеры и четки.

При поиске бюджетных аналогов стоит учесть, что в магазинах для домашних животных есть широкий выбор приспособлений, способных выполнить нужную функцию и для человека. Выбирайте продукцию известных брендов, из материалов, прошедших тщательную экологическую проверку.

  • Сидеть на надутой воздухом резиновой подушке или на специальном наклонном диске. Так верчение и ерзание ребенка уменьшатся и не будут отвлекать остальных детей:
  • Сидеть на стуле с фитболом, что потребует усилий по сохранению равновесия.

В этом универсальном снаряде примечательно то, что такое приспособление полезно и взрослым, которые  много времени проводят за столом в офисе. Оно разгружает позвоночник и способствует активизации кровообращения:

От непоседливости – к лучшей концентрации

Наиболее бюджетный вариант — купить обычный фитбол нужного диаметра  и плотно установить его в подходящую  коробку от бытовой техники. Выбор диаметра фитбола зависит от роста ребенка, как и высота его письменного стола и  парты:

От непоседливости – к лучшей концентрации

  • Поместить под парту полоску ткани, которая особенно приятна ребенку на ощупь. Во время урока ребенок сможет гладить ее руками или мять пальцами.
  • Обвязать ножки стула эластичным жгутом/широкой тугой резинкой и разрешить ребенку ставить на жгут ноги и двигать ими вверх-вниз вперед-назад:
  • Положить под ноги ребенка надувную или достаточно твердую подушку.
  • Бюджетная альтернатива: выбирайте самые дешевые из перьевых подушек достаточно большого размера (наполнитель – перо от 90% и более). По такой подушке ребенок сможет притоптывать на месте, но меньше отвлекать других.
  • Утяжеленные жилеты также будут способствовать отчетливому ощущению тела в пространстве и насытят проприоцептивную нехватку:
  • Позволять ребенку вставать, короткое время перемещаться по классу/комнате и возвращаться к работе. Для домашних переменок к вашим услугам широкий диапазон решений: шведская стенка с кольцами или только кольца или веревочная лестница, свисающие с крюков в потолке, фитнес полусфера — вместо балансира, качели в дверном проеме или на кронштейнах в потолке.

При выборе промежуточной физической активности внутри занятия всегда учитывайте то, что у многих детей с РАС и СДВГ  лучше всего повышают концентрацию разнообразные нагрузки на сферу равновесия, проприоцепции и осязания.

  • Использовать визуальные подсказки: таймер-часы (Time Timer) с красным или оранжевым сектором, который четко показывает, сколько еще осталось учиться и как скоро перемена:
Читайте также  Главная

От непоседливости – к лучшей концентрации

  • Делать короткий перерыв после того, как решена очередная задача и перед началом новой. Вспомним советские школы, где были пальчиковые упражнения с ритмичными стихами на занятиях чистописания («Мы писали, мы писали – Наши пальчики устали» и т.п.). При этом некоторые учителя предлагали детям встать и поприседать в проходах между партами.
  • Использовать специальные ручки с резиновыми наконечниками, которые можно грызть безопасно для здоровья, не привлекая излишнего внимания окружающих. Такие ручки можно приобрести в интернет-магазинах с товарами для особых детей. Наконечники из резины можно изготовить и самому:

От непоседливости – к лучшей концентрации

  • Если ребенок любит грызть одежду, можно пошить ему полоски через плечо для кусания, а также выдавать леденцы. Альтернативным решением могут стать специальные грызунки (или чуинги от англ. chewing). Посмотреть их ассортимент можно на Amazon (ключевые слова chewing, autism, special needs), чтобы заказать подходящий в ближайшем интернет-магазине для особых детей.
  • Бюджетной заменой может стать и обычный прорезыватель для зубов, которые так любят грызть дети до 2 лет:
  • В домашних условиях также можно использовать аромамасла: запах мяты отлично помогает собраться и сосредоточиться, а запах лаванды в конце вечернего занятия подготовит к отходу ко сну:

От непоседливости – к лучшей концентрации

В завершении — о пользе самостоятельности. Чем больше контроля над учебными средствами будет у самого ребенка, тем лучше ему будет даваться учеба, и тем эффективнее он сможет управлять собственной жизнью.

Спрашивайте у ребенка, что ему нужно! Предлагайте и показывайте личный пример использования подобных приспособлений и чутко отвечайте на реакцию ребенка.

Перевод с дополнениями. Источник: http://autismbayarea.org/better-focus-through-fidgeting/

Живу на берегу Чёрного моря, в солнечной Одессе, знаменитой благодаря искромётному юмору и многонациональному колориту. Широкий кругозор, хорошее образование, знание английского языка и быстрая обучаемость помогают относиться к трудным задачам жизни с интересом и оптимизмом. Сложности в развитии детей воспринимаю как идеальный мотиватор для родителей, чтобы стать лучше, знать больше, освободиться от лишней суеты и ещё эффективнее заниматься главным. А главное – это те, кого мы любим.

2 комментария
  1. Анна 9 месяцев ago

    Здравствуйте! Вы пишете, что «Последние исследования показали, что деятельность, которая связана с включением дополнительных органов чувств, помогает детям с РАС и СДВГ добиться большей концентрации на том, чем они сейчас заняты». Не могли бы Вы дать ссылку на эти исследования, с фамилиями конкретных учёных. Спасибо

    • Картинка профиля АККП
      АККП 9 месяцев ago

      Добрый день, Анна. За дополнительной информацией Вы можете обратиться к первоисточнику. Мы лишь сделали перевод.

Leave a reply to АККП Click here to cancel the reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Все права защищены и принадлежат АККП © 2022

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта CorHelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.